Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Высоцкий. Спасибо, что живой».
Картина, которая претендует быть главным кинематографическим событием года и, если судить по битком набитым утренним залам, уже стала, примечательна двумя моментами.
Во-первых, нельзя не отметить своевременность появления этого фильма. Окончательное оформление культа Высоцкого, помимо множества положительных последствий, пробуждает естественное стремление деконструировать новорождённый миф, если не сбросив кумира с постамента, то, по крайней мере, как следует обдав его грязью.
Иначе говоря, рано или поздно должна была выйти не документальная, но игровая лента, в которой всенародный любимец, поэт и бард представал бы заурядным грешником – безо всякого просвета таланта. Если входить в большое кино со скандала, то лучшей кандидатуры для издевательства не найти: оплёвывание Высоцкого заденет действительно многих и не замеченным точно не останется.
Это следовало купировать – но не цензурными рогатками, препятствующими появлению подобных картин (запрет семьи упоминать имя обходится прозрачным псевдонимом: сочинять про некоего актёра театра на Таганке Виктора Высокина не возбраняется никому, это лишь придаёт пикантности), но игрой на опережение, когда о страшной беде, сопровождавшей Высоцкого в последние годы, говорится открыто, без утайки, так, что у любителей жареного не остаётся никакого компрометирующего материала.
Теперь у желающих поглумиться над Высоцким нет пространства для манёвра. Дно достигнуто, дальше – только вверх, к агиографии. Запои, наркотики, романы с малолетками, левые концерты – всё это зритель уже видел. Как ещё подкузьмить героя? Вариантов два: измена родине и сотрудничество с органами, но для этого нужны железные доказательства.
Во-вторых, и это большая редкость для биографического кино, фильм отличает необычайно крепкая, добротно сколоченная история. В принципе продюсеры могли особо не заморачиваться: на картину о Высоцком люди пойдут, никуда не денутся, а если ещё будет разработан грим, почти идеально представляющий персонажа, то задумываться вообще не о чем. Слепим кое-как сюжет – и достаточно.
Но на этот раз нам повезло, поскольку продюсеры не пошли пути наименьшего сопротивления, но получили с Никиты Высоцкого замечательный сценарий, который начинает раскрываться ровно в тот момент, когда публика, уже привыкшая к невероятному сходству актёра с реальными Владимиром Семёновичем, принимается требовать приключений. И тут уж сценарист себя не сдерживает совершенно, давая на два часа такого джазу, что три кульминации не кажутся перебором.
Словом, этот фильм в первую голову, после, естественно, гримёров, делает сценарий, строго выдержанный в американских традициях увлекающего кино. Всё остальное возникает потом, тем более что в картине хватает мелких помарок, которые неожиданно цепляют глаз.
Что до раздающих время от времени упрёков в фоновости самого Высоцкого, который зачастую отступает на второй план, отдавая первенство кому угодно – чекистам, выжигам-администраторам, врачам, то это отнюдь не просчёт, но очень чётко осмысленный художественный приём.
Дело в том, что показывать на экране ничтожество – чрезвычайно просто: мелочность, ограниченность, узость… Арсенал черт огромен, выбирай любую. Но как изобразить гения, великого человека, творца, не прибегая к монументальности, не превращая его в памятник самому себе?
Ответ один: великий человек заставляет, не директивами, не приказами, но фактом своего существования, своим присутствием, других меняться, открывает в них то настоящее, подлинное, что они в суете жизни постарались забыть. И именно эта метаморфоза говорит о том, является ли некто великим или нет, лучше и точнее, чем любой пафосный монолог главного героя.
И напоследок не могу не отметить озорную изобретательность создателей, отменно потролливших всех, кто продолжает гадать относительно кандидатуры исполнителя главной роли. Сергей Безруков появляется в кадре без грима, играя актёра таганского театра из второго состава, меняющего Высоцкого в качестве Хлопуши в спектакле «Пугачёв». Эту короткую сцену можно прочесть по-разному, в том числе и как благословение – через десятилетия: Безрукова, в качестве артиста номер один, утвердил не кто-нибудь, а сам Высоцкий.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments