Второй роман Андрея Кокорева и Владимира Руги про похождения поручика Шувалова, офицера Главного контрразведывательного управления Генерального штаба корниловской России. Я не оговорился, именно «корниловской», поскольку авторы решили поставить оригинальный мысленный эксперимент, вообразив, как покатилось бы колесо русской истории, если бы Владимир Ульянов-Ленин в своё время не добрался бы до революционного Петрограда, упокоившись на дне Балтийского моря.
Нарисованное несостоявшееся будущее выглядит вполне приемлемым: на фоне не начавшейся многолетней Гражданской войны с её походами четырнадцати держав неизбежные трудности новой власти – почти штатные шероховатости.
Отсутствие Ленина лишает большевиков настоящего вождя, потому Корнилову не только удаётся отодвинуть Керенского в сторону, но и, без особых усилий, справиться осенью 17-го с левым путчем, во главе которого стоит слабый стратег Троцкий.
Затем генеральное наступление на всех фронтах, скорая капитуляция Германии, окончание Мировой войны и всеобщее оживление, весьма напоминающее наши девяностые – вплоть до ушедших в частные охранные структуры бывших
Впрочем, до полной стабильности ещё далеко. В стране хватает желающих повернуть историю вспять. Это касается и монархистов, мечтающих о возвращении на престол династии Романовых, но не определившихся с кандидатурой, это касается и красных, которые, потеряв Ильича отнюдь не угомонились, но, создав Коминтерн, во главе которого стоит товарищ Сталин, способны навести шороху.
Потому, для предотвращения всяческих покушений на молодое демократическое государство, по форме – президентскую республику, карающий меч Революции вручён Комитету Общественной безопасности, сотрудников которого несознательные граждане ласково зовут кобелями.
КОБ, созданный совсем недавно, уже успел превратиться в государство в государстве, ведя собственную рискованную игру в большие политические шахматы, где призом служат головы высших сановников – военного и морского министров.
Но президент Корнилов спокойно взирает на эту самодеятельность, поскольку есть у него методы против Якова Блюмкина и его начальников – российская контрразведка, которая сумела сохранить свою автономность, не превратившись в систему особых отделов при том же КОБ.
Итак, лето 1920 года. Севастополь. Глава государства прибывает на смотр Черноморского флота. Флагманский корабль «Демократия» (в проклятом царском прошлом – линкор «Император Николай Первый») готовится встречать Верховного главнокомандующего, однако, за несколько часов до этого, в первой башне главного калибра раздаётся взрыв, потом ещё и ещё.
За считанные минуты мощнейший дредноут, краса и гордость России, идёт на дно Северной бухты. Кто стоит за этим чудовищным преступлением, это и предстоит выяснить поручику Шувалову, уже отличившемуся в деле о германском золоте, выделенном в своё время большевикам на захват власти в России…
Трудность создания сочинений в альтернативном жанре заключается в том, что их авторам приходится проявлять таланты сразу в нескольких областях: помимо тщательной историографической подготовки, без которой любые новые трактовки кажутся недалёким волюнтаризмом, они обязаны быть ещё и крепкими беллетристами.
И если с первой составляющей проблем особых нет (можно до хрипоты спорить по поводу успешности Корнилова как политика и устойчивости его режима как конструкции, но вызывающих явное отторжение ляпов фактологического толка при беглом знакомстве не обнаруживается), то вторая – хромает, и сильно.
Кокорев и Руга, и это заметно, очень любят атмосферу, детали, подробности и щедро делятся этой любовью с читателем. Когда же дело доходит до сюжета, им становится скучно, именно поэтому интрига, которая должна будоражить до последней страницы, вяловата, имя террориста возникает в первой трети, волнующих сцен – минимум, экшена – кот наплакал, зато хватает развёрнутых диалогов, являющихся, по сути, мини-лекциями по ушедшей эпохе.
Аналогично обстоит дело и с главными героями. Поручик Шувалов – вылитый комсомолец, честный, преданный, порядочный; единственное отличие от его советских коллег – подкован в вопросах пола, не чуждается добрачных связей. Под стать ему и прочие положительные персонажи – правильные до зевоты.
Единственное светлое пятно на фоне всей этой богадельни – мерзавец-комитетчик Блюмкин, честолюбец и авантюрист, в котором проступают действительно человеческие черты, а не ожившие параграфы устава контрразведывательной службы.
Потому неудивительно, что второй роман о поручике Шувалове стал и последним: больше авторы к его приключениям не возвращались, переключившись на иную тематику, интерес к которой с легкостью прочитывается в обеих книгах цикла, - к прошлому Москвы.
И это очень печально, поскольку попытаться представить, не в рамках короткой статьи, но на материале целого сериала, какой могла бы стать небольшевистская, постфевральская Россия, было бы очень любопытно – в том числе и с вполне утилитарной, узкополитической точки зрения.
Так, например, Кокорев и Руга вскользь упоминают, что в «корниловской реальности» Польша не только обрела независимость, но и получила от России в состав своего флота линкор «Андрей Первозванный».
Очевидно, что отношения двух соседок, которых разделяет столько проклятых вопросов, не были бы гладкими – даже без Рижского мира. Поручик Шувалов просто обязан был ехать в Варшаву – в одном из романов.
Увы, не поехал и, видимо, не поедет…