Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Август. Восьмого».
Когда я узнал, что на экраны страны предполагается выпустить картину о событиях в Южной Осетии, то, заранее сочувствуя создателям, внутренне напрягся: шансы, что актуальная военно-политическая тематика обернётся на плёнке, в лучшем случае, постыдной, а в худшем ёбаностыдной лажей, были явно выше, чем оптимистический вариант.
Появившийся за несколько месяцев трейлер частично успокоил: идея сделать нервом фабулы поиски молодой, до смешного нелепой матерью пропавшего сына выглядела весьма многообещающей. Чем меньше политики, тем лучше: история о людях, чьи судьбы надломила война, без привязки к разоблачению любителя жевать галстуки и его режима, по крайней мере, страховала от громкого провала.
Но то, что получилось у Джаника Файзиева и компании «Главкино», превзошло все мои ожидания. Признаюсь откровенно, я очень давно не видел такой картины, которую можно смело рекомендовать к вывозу за рубеж – для массового проката не только в странах СНГ, где российское кино, по старой памяти, ещё терпят, прощая ему очень многое, чересчур многое, но для завоевания новых рынков.
Мощная, талантливая, точная, предельно просчитанная, динамичная, пронзительная, увлекательная, волнующая, многомерная работа. Джаник Файзиев, который прежде не хватал звёзд с неба, не только снял лучший свой фильм, но и выдвинулся в первый ряд отечественных режиссёров (с особым удовольствием отмечаю, что Файзиев – уроженец Узбекистана, т.е. присущий России, как многонационалии, механизм имперского привлечения талантов и на этот раз сработал без сбоев).
Правда, теперь за Файзиева, который очевидно собрал добрую горсть «Золотых орлов» в первоприсутствующих номинациях, несколько страшно: удержаться на заявленной высоте, снять новый фильм не слишком хуже, чем «Август. Восьмого», окажется крайне непросто.
Отдельно отмечу несколько любопытных моментов.
Создатели очень здорово обошли скользкий момент неизбежного, при рассказе о войне, возбуждения ненависти к конкретному народу, который оказывается противником. Слова «Грузия» и «грузины» в фильме употребляются считанное количество раз, Саакашвили и его подручные не поминаются в картине вообще. Грузинский флаг возникает однажды – нашивкой на плече. Солдаты грузинской армии носят маски, скрывающие лица, т.е. выглядят как роботы, а не люди. Всё это, собранное вместе, означает, что герои фильма сталкиваются с чистым, беспримесным Злом, не имеющим национально-государственной привязки.
Единственный раз, когда мы видим грузинского военного без маски, возникает в одной из финальных сцен, где обретший индивидуальное лицо солдат перестаёт быть бессловесной машиной для убийства. Он помогает главной героине, обнаруживая в себе человеческое, отделяя тем самым ответственное за развязывание войны правительство от ставшего жертвой этого правительства грузинского народа.
Один из персонажей «Августа» – Президент России, в котором легко угадывается всамделишный Дмитрий Анатольевич Медведев. В исполнении артиста Вдовиченкова киношный Глава государства получился мужчиной видным и решительным, отчего складывается впечатление, что фильм, доделываемый аккурат к марту 2012 года, должен быть стать самым большим предвыборным роликом идущего на второй срок Медведева, тем более что эта сюжетная линия (борьба в верхах по поводу вмешательства в не наш конфликт) откровенно вмонтирована.
Но в Тандеме решили иначе, вследствие чего запланированный пиар-выстрел оказался холостым. Но это картине не в укор, наоборот, придаёт ей неожиданную щемящую ноту: глядя на Президента России образца августа 2008-го, вспоминается, каким был Дмитрий Анатольевич молодцом и что с ним за эти неполные четыре года стало…
И напоследок соображение общефилософского характера. Проницательные наблюдатели давно указывали, что, вопреки назойливой пропаганде феминисток, Россия – это страна, в которой не просто командуют женщины, но весь ход повседневной, настоящей, глубинной, неманифестируемой, внерефлексивной жизни определяется только и исключительно ими.
«Август. Восьмого», не собираясь оспаривать это утверждение, вносит в него принципиальное уточнение: в крестовинах социальной решётки, т.е. именно в тех точках, которые скрепляют всю структуру, позволяя говорить о стране как о целостности – вне зависимости от перемен политической конъюнктуры, находятся представительницы возрастной группы «сорок плюс».
Именно они – решают, а все остальные, не важно, мужского пола, женского, восьми, двадцати восьми лет отроду, капризничают, строят из себя самостоятельных, но всё равно подчиняются, потому что «мама знает, как надо».
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    При всей циничности данного замечания, нельзя не согласиться с тем, что, выдавливая Константина Крылова из публичного пространства, обрезая ему…

  • (no subject)

    Довелось тут побывать на мероприятии в Сахаровском центре, посвящённом тридцатилетию Первого съезда народных депутатов СССР. Встреча вышла…

  • (no subject)

    Кто является главным выгодоприобретателем от убийства Аркадия Бабченко? Очевидно, что это не Кремль и не Путин. После того, как история с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments