Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Шапито-шоу».
Появление этого исполинского по объёму фильма молодого режиссёра Сергея Лобана сопровождалось сильным волнением в киносреде: помимо многочисленных восторженных отзывов и наград, притягательности картине добавляли её прокатные злоключения.
Бессердечные владельцы просмотровых залов категорически отказывались брать четырёхчасовое кино, указывая на неизбежную в таком раскладе финансовую проруху, что создавало дополнительную рекламу для «Шапито-шоу», которому грозила пленительная судьба «Анны Карамазофф»: превратиться в абсолютный шедевр, известный лишь по слухам.
Однако случилось страшное: прокатчики сдали назад, фильм разделили на две части и таким пакетом выпустили на экран, чтобы, удовлетворив разогретый интерес, уничтожить на корню только-только распустившуюся легенду.
Это неприятно сознавать, но, в переложениях, придыханиях и закатывании глаз, «Шапито-шоу» гораздо лучше, талантливее и совершеннее, чем в своём натуральном виде, поскольку то, что демонстрируется в кинотеатрах, со всей возможной уважительностью к режиссёрской воле, есть очень и очень сырое, неровное и маловысокохудожественное зрелище.
Создателей картины, конечно, можно понять. Выбранный ими приём, когда несколько персонажей сосуществуют в своих собственных историях на небольшой площадке, отчего, постоянно пересекаясь и сталкиваясь, создают увлекательное и завораживающее ощущение выхваченного непосредственно из реальности события, которое воспринимается с нескольких, последовательно меняющихся точек зрения, действительно многообещающ в смысле реакции ценящей подобные сдвиги публики…
Но штука в том, что на одном, сколь угодно перспективном приёме, фильм не построишь: не менее важен, для успеха картины, и тот драматургический материал, который станет наполнением избранной повествовательной формы. А вот с драматургическим материалом у создателей, вопреки их рассказам про многочисленные переписывания сценария, вышла самая настоящая, непоправимая беда.
Из четырёх составляющих картину новелл, каждая из которых имеет примерно равную продолжительность, единственная, чей метраж, в целом, оправдан, это – последняя (нумерация условна, но, поскольку первым сеансом идут «Любовь и дружба», а затем «Уважение и сотрудничество», приходится придерживаться именно такой развёрстки).
Остальные – явно затянуты; особенно это касается новеллы «Любовь», которая вообще производит достаточно странное впечатление колченогой студенческой работы, вытащенной авторами из загашников для наполнения требуемого объёма.
Но и четвёртая, «Сотрудничество», самая цельная и содержательная – на фоне прочих трёх, тоже, увы, несовершенна: по-настоящему увлекательная и милая история о похождениях трёх совершенно не похожих друг на друга людей (старика-киношника, бывшего детдомовца и внука статусного советского художника) в Москве и на Южном берегу Крыма требует не только осмысленной развязки, но активно просится превратиться в самостоятельный фильм.
Не на пользу картине идут и многочисленные музыкальные номера, заботливо воткнутые по всему её пространству. Кривляющиеся персонажи, призванные развеселить публику, вызывают, вместо улыбки, откровенную неловкость: к сожалению, даже такое нехитрое занятие, как петь скверным голосом и нелепо двигаться, требует минимальной органичности, отрепетированных навыков и проблеска вдохновения. Потому единственным, за кого не было стыдно, оказался специализирующийся по сценическому трэшу Стас Барецкий.
Окончательно же добивает «Шапито-шоу» отсутствие хоть какого-то, пусть самого скромного, самого непритязательного финала, сводящего воедино все новеллы, на живую нитку сшивающего расползающийся фильм. Сожжение шатра, где собираются все герои картины, показанное четыре раза, при всей его эффектности, таковым считаться не может, требуется ещё что-то, что-то сугубо индивидуальное, чего нельзя повторить, нельзя предсказать.
Впрочем, будет несправедливым утверждать, что «Шапито-шоу» - это только и исключительно бесполезная трата зрительского времени, не несущая никакого позитивного смысла, ничему не научающая и ничего не прибавляющая. Отнюдь нет.
В бесконечном противостоянии продюсеров и режиссёров, когда симпатии изначально находятся на стороне творцов, очень важно попытаться уловить иную позицию, услышать чужие аргументы. Обычно делать этого не хочется: на фоне страдающего автора любой продюсер кажется сущим Карабасом-Барабасом, озабоченным лишь тем, как испоганить великое произведение распоровшего собственную душу художника.
«Шапито-шоу» позволяет преодолеть это предубеждение: после четырёх часов истязаний начинаешь понимать, что некоторым режиссёром совсем не помешает жёсткая узда; даже гений должен чтить меру, не говоря о прочих…
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • (no subject)

    Роман Мориса Симашко «Маздак», вышедший в 1971 году, т.е. в то время, когда советского человека, уже накопившего первый жирок в период…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments