Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Фильм Егора Баранова «Самоубийцы»,
отклики на который весьма противоречивы, предназначен, на мой вкус, прежде всего очень небольшой аудитории начинающих сценаристов.
Почему? Потому что одним из главных стрессов, которые терзают этот отряд пишущей братии, является перманентная подозрительность касательно того, что все вокруг только и ждут повода и возможности, чтобы украсть у молодого сценариста его гениальные идеи.
Увы, реальность устроена чуть иначе, чем того бы хотелось креативному молодняку: в кинодраматургическом деле собственно замыслы стоят очень мало, настоящую ценность имеет только конечный продукт – девяносто страниц в американской записи. Всё остальное – лишь повод для беседы за чашкой кофе.
Этот, возможно, излишне категоричный тезис можно было долго и нудно обосновывать, но, экономя время и силы, лучше ознакомиться с только что вышедшей на отечественные экраны комедией, чтобы признать неприятную правоту.
На уровне идеи «Самоубийцы» не только вызывают отторжения, но и весьма интригуют, обещая искромётные приключения в экзистенциальном пограничье.
Однако в том нет особенной авторской заслуги – ни основного сценариста, ни двух пристяжных, поскольку замысел собрать компанию намеревающихся совершить суицид граждан, которые, сбившись в стаю, вдруг обнаружат невиданную прежде жажду жизни, витает в воздухе.
Несложная инверсия, угадываемая по первым кадрам трейлера, вот, собственно, и всё содержание использованного структурообразующего кинематографического приёма… Подлянки обнаруживаются чуть дальше, стоит только перейти от неторопливого смакования замысла к проработке фабулы, и прежде бойкая творческая фантазия начинает ощутимо буксовать.
Сюжет картины чётко распадается на две примерно равные части. В первой, достаточно бодро, хоть и не беспроблемно по части житейской достоверности, авторы с явным удовольствием собирают клуб самоубийц, куда попадают и такие колоритные персонажи, как перешедший границу финский лесоруб, и бывшая спортсменка, и склонный к однополой любви скрипач.
(Отмечу на полях, что, похоже, российское кино совершенно легализовало гомосексуальную тематику: уже помянутый скрипач Арсений – это вполне равноправный персонаж, чьи устремления и чувства имеют точно такую же ценность, как и остальных, отнюдь не карикатурный гомик для оживляжа).
Во второй, организовав всё эту пестроту вокруг пассионарного Толика в белом свитере (Евгений Стычкин), сценаристы сталкиваются с явно неразрешимой, в рамках заявленного скромного бюджета, проблемой: чем заставить заниматься восемь человек, которым нечего терять и которые готовы оттянуться по полной.
Кажется, что фильм окончательно погиб, но тут на помощь приходят замечательные русские бандиты, которые верой и правдой служат палочкой-выручалочкой в доброй половине подобных драматургических затыков. Если фабула намертво глохнет, зови бандосов, парни разрулят.
И действительно разруливают. История спасения малолетней проститутки из лап брутального криминального авторитета Митуса, которому не лень лично, вооружившись томми-ганом, возвращать малоквалифицированную работницу минета и классики, из светлого мира самоубийц, в андеграунд немудрёного провинциального разврата, выталкивает картину из фабульной ямы.
Дальнейшая суета, вызывающая некоторую неловкость за создателей, которые действительно хотели, чтобы было и смешно, и грустно, и динамично, и с подтекстом, переходящая в эпилогическую раздачу слонов (для каждого из членов клуба несостоявшийся суицид стал трамплином к новой успешной биографии) довершает разложение увлекательного некогда замысла.
Чуда не получилось, и это обстоятельство вызывает самое настоящее, неподдельное сожаление: Россия, и лента это показывает чётко, страна – мрачная, неприветливая, угрюмая, это ощущение усиливается климатом, поскольку для съёмок была выбрана зима. Чтобы выжить здесь, необходим какой-то особенный импульс, позволяющий противостоять всем невзгодам.
Передать этот импульс должен был фильм Егора Баранова, но пилюля оказалась пустой и бесполезной: депрессия продолжается.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments