Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Портрет в сумерках».
Этот фильм дебютантки Ангелины Никоновой вряд ли может оставить кого-либо равнодушным: история взаимоотношений насильника и жертвы, которая переворачивает каноны привычного кино про месть совершившему злодейство, сама по себе достаточная причина потратить на неё время.
Однако, лично для меня, «Портрет в сумерках» интересен не только старательно разыгранным трэшем, сдобренным неожиданным для такого захода юмором, но и ответом на вопрос о том, способен ли сегодня молодой кинематографист с улицы пробить лбом существующую систему и прописаться в профессии – по-настоящему.
Причиной подобного интереса стали обстоятельства создания картины, когда группа в шесть человек в течение тридцати смен в родном городе режиссёра за двадцать тысяч долларов сумела снять полнометражную ленту, которая завоевала несколько призов на разнообразных фестивалях от Оренбурга до Рейкьявика.
Призы, от гран-при до «лучшей операторской работы», дело, безусловно, хорошее, но, для нас, уверенных, что всё на свете коррумпировано, тем более если речь идёт о фестивальной кухне, это ещё не показатель качества: мало ли какой мусор с успехом катается по разного рода форумам.
Ответ мог дать только сам фильм, и этот ответ – для всего начинающего киномолодняка – оптимистический: да, снимая за копейки, подтягивая знакомых и незнакомых бесплатно мёрзнуть на площадке, можно сотворить достойную картину, которая не ограничится сотней просмотров на личной страничке.
Словом, у Никоновой получилось – и это главное: у публики есть ещё один крайне небанальный фильм, о котором можно спорить до хрипоты, потому что провокативная тематика предполагает десятки трактовок и сотни часов доброго срача в комментах; а в отрасли появился ещё один кудесник, способный на коленке ваять одновременно и смотрибельное, и наградогенное кино, ценный кадр для всякого амбициозного продюсера…
Но, говоря, о состоявшейся взрослой работе, будет неверным ограничиться только елеем, не приправив комплименты солидной порцией дёгтя. К сожалению, «Портрет в сумерках» несовершенен, и причины этого несовершенства – отнюдь не в скудном бюджете, а потому умолчать о них было бы неправильно. Перечислю основные претензии.
Метраж. Представленная публике версия имеет протяжённость 105 минут. Сценарий, если отбросить повторы, проходы и прочую тягомотину, тянет от силы на полчаса (женщину снасильничали, женщину плющит, женщина разыскивает негодяя, женщина сходится с негодяем, женщина расстаётся с негодяем, открытый финал). Учитывая колоритность ростовских пейзажей (в России хватает неуютных городов, но этот – особенно антипатичный), можно накинуть ещё минут двадцать. Итого: пять частей, т.е., при самом щадящем подсчёте, лимит превышен в два раза.
Кастинг. Роль главной героини исполнила Ольга Дыховичная, остальной личный состав – местные непрофессионалы с вызывающе нестоличными физиономиями. Я понимаю, что, поскольку Дыховичная – один из авторов сценария и вообще двигателей проекта, её нельзя было вынести из числа действующих лиц, но она не просто неудача картины, её выбор на главную роль – категорический провал.
Судите сами. Среди простых ростовских граждан, которые выглядят, как ты и я, обнаруживается женщина с внешностью супер-модели (Дыховичная – чрезвычайно эффектна на экране, к тому же её явно любит камера, превращая мелкие телесные недостатки в волнующие изюминки), абсолютно чужая всей окружающей её обстановке.
В этом не было бы ничего страшного, если бы такое вопиющее несоответствие не вредило повествованию. По мысли авторов, героиня бросается под насильника-старлея от непреодолимого экзистенциального кризиса, когда вдруг её достало всё – муж, любовник, работа, друзья.
А на экране мы наблюдаем уверенную в себе мессалину, которой захотелось горяченького – чтобы мужик не только драл сверху, снизу и ласточкой, но ещё и давал в процессе правого крюка – для поддержания импульса бешеной ебли. Этакие «ростовские каникулы»: сексуальный дауншифтинг в чётко отмеренных сроках…
Линии. Наращивание нетто-объёма картины идёт за счёт включения дополнительных линий, связанных с профессией главной героини, которая, сюрприз-сюрприз, не светская львица города-миллионника, но социальный работник, специализирующийся на неблагополучных детях. История про семью, где дочь обвиняет отца в домогательствах, имеющая затягивающий детективный оттенок, когда до конца так и не ясно, маленький ли это дьявол, расчётливо мстящий своим близким за что-то, или этот плешивый сорокалетний мужичонка с сальными глазками действительно, при материнском попустительстве, творит чудовищное, требует отдельного рассказа.
Из этого мог бы получиться отменный семейный триллер, а, в контексте, картины эта линия выглядит намеренным оттягиванием развязки, когда авторам неловко выдавать не слишком получившийся финал, и они страшатся вздоха зрительского разочарования.
Монтаж. Отказ от использования специально написанной или просто скаченной музыки оборачивается таким неприятным моментом, как жёсткость финальной поэпизодной сборки. Отсутствие захлёстов на протяжении всей картины, когда либо звуковое сопровождение, либо реплики из следующей сцены предваряют новую главу и, соответственно, смену предмета повествования, затрудняет восприятие, требуя дополнительное время на зрительскую настройку.
Помарки. Отдельные нечёткости нюансировки, особенно в первой трети картины, приводят к явной дезориентации. Не стану перечислять все, отмечу лишь одну, по-режиссёрски довольно обидную.
Первая сцена: менты поймали в лесу проститутку. Вторая сцена. Две семейные пары, в том числе Главная героиня, на даче. Слышен крик истязаемой девушки. Таким образом, нам дают понять, что действие и тут, и там происходит синхронно.
Третья сцена. Менты, потешившись, бросают проститутку. Т.е. заявленное действие продолжается. Складывается впечатление, что синхрон может быть продлён в следующей сцене.
Четвёртая сцена. Главная героиня в интерьере, похожем на дачный. Т.е. синхрон продолжается. На самом же деле, это – новый эпизод, иная локация. Откуда это становится известно? Из монолога персонажей.
Можно ли было этого избежать? Элементарно: проложить между сценами перебивку на натуре: Главная героиня идёт по улице (синхрон распался) и заходит в подъезд.
Но – хватит с придирками. Напоследок, для оживляжа, выскажу свою версию того, о чём на самом деле «Портрет в сумерках».
На мой взгляд, это – печальный рассказ о том, что в современной России, испытывающей суровый демографический перекос, любому мужчине, сколь бы ни презирал он сердечную расхлябанность, исповедуя строгий кодекс реального пацана, совершенно невозможно остаться одному. Обязательно найдётся баба, которая змеёй, используя любой предлог для знакомства, пролезет к нему сначала в койку, потом в квартиру, а затем, как бы он ни крепился, и в душу. И выгнать её обратно уже невозможно: ты её в дверь, а она – непременно в окно.
Короче, мужики, берегите себя…
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments