Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Шпион».
Этот фильм молодого режиссёра Алексея Андрианова должен был появиться ещё год назад, к семидесятой годовщине начала Отечественной войны, что было более чем уместно, поскольку действие его разворачивается весной-летом 1941 года, о чём не устают напоминать регулярные субтитры.
Однако финансовые затруднения задержали выпуск, отчего картина появилась в странное межсезонье, что не только разрушило эффектную прокатную задумку, но, причудливым образом, подчеркнуло творческую неудачу талантливой команды, отчаянно бившейся за свой проект.
Можно долго и нудно доказывать, что «Шпион» – это именно неудача, последовательно перечисляя все многочисленные погрешности, допущенные на разных этапах работы, начиная от сценарного, но делать это вряд ли стоит: картина, увы, говорит сама за себя, не нуждаясь в пристрастных рецензентах, способных раздраконить и более крепкие работы.
Я намеренно впадаю в похоронную интонацию, поскольку, при всей моём равнодушии к сочинениям популярного общественного деятеля и, по совместительству, коммерческого беллетриста Акунина-Чхартишвили, выход «Шпиона» я ждал с тех самых пор, когда стало известно, что выпускнику мастерской Владимира Хотиненко доверили снимать не фестивальное, а самое что ни на есть массовое полнометражное кино.
И, в целом, принимая во внимание извинительную малоопытность только-только вступающего в профессию режиссёра, с выбором не ошиблись: выдвинутая Андриановым концепция (представить предвоенную Москву как реализованную градостроительную утопию, как столицу великого сталинского СССР) была оригинальной и продуктивной, превратившись в главное и единственное достижение картины и став одновременно, таковы парадоксы игры в параллельные исторические миры, основной причиной её печального и безнадёжного провала.
К сожалению, кинематограф – это очень жёсткая система, где невозможно выбираться за счёт отдельных достижений: фильм, сколь бы ни многообещающим он казался в запеве, оценивается по последнему кадру, и резвый старт отнюдь не означает более-менее пристойный финиш.
Именно это произошло со «Шпионом». Уже с первых сцен Андрианов вводит нас в особую реальность, показывая, что дальнейшее развитие событий пойдёт вопреки наработанным канонам изображения той эпохи.
Кого-то такая решительность может смутить, и он с гневом покинет просмотровый зал, но большинство с удовольствием включится в захватывающее приключение масштабного переформатирования знакомых образов и картин. Нечто подобное проделывает Гай Ричи, смело перелопачивая одного из самых хрестоматийных героев – Шерлока Холмса…
Но там, где у Гая Ричи есть десятки миллионов долларов, чтобы не только заявить громадность своего замысла, но и реализовать его цепочкой всё возрастающих, по своему напряжению и объёму, погонь, перестрелок, крушений, у Андрианова зияет, помахивая бахромой, бюджетная дыра, и в эту дыру, вопреки героизму съёмочной группы, утягивает весь фильм.
Радикальное зрелищное начало требует конгениального продолжения, когда от похождений старшего майора Октябрьского и лейтенанта Дорина, на земле и под землёй охотящихся на неуловимого агента Абвера, проникшего в святая святых, должно захватывать дух.
Увы, могучий замах оборачивается хилым ударом: если вынести за скобки приметы несостоявшегося быта, сосредоточившись собственно на интриге и её развёртывании, «Шпион» окажется вполне заурядным, едва ли не поточным продуктом.
Подобного о чекистах в последние годы наснимали достаточно; причём, в отличие от Андрианова, поступали гораздо честнее – без заманухи иной Москвой 1941-го, отчего, при всех слабостях нового «крапового» кино, товар соответствовал прейскуранту.
«Шпион» же прейскуранту не соответствует: вместо объявленного высшего сорта, в лучшем случае, второй. Но, с другой стороны, первый опыт, как первый блин, нового жанра альтернативной киноистории вряд ли мог получиться геометрически безупречным.
Потому – с почином!
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Фильм «Кольберг», цветной, монументальный, эпический, подлинная вершина кинематографа Третьего Рейха, постигла печальная судьба: если бы в его…

  • (no subject)

    3 октября – тридцатилетие объединения Германии. Для немцев этот день, понятно, праздничный, а вот для нас? Сейчас, пересматривая фильмы исчезнувшей…

  • (no subject)

    Послесловие к «Собибору». Может показаться, что картина Хабенского плоха всем, однако это не так, поскольку даже из этих кинематографических руин…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments