Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Послесловие к фильму «Шпион».
Картина это интересна тем, что очень наглядно иллюстрирует, в чём заключается подлинная природа кино.
Если я правильно понимаю, то главной находкой автора положенного в основу «Шпиона» романа была нетривиальная версия, объясняющая полёт Рудольфа Гесса, который тот совершил в мае 1941 года, отправившись из Рейха в Шотландию.
До сих пор появление на территории противника человека, считавшегося вторым в иерархии германского руководства, вызывает полемику: однозначного ответа, почему этот вменяемый человек сел в самолёт, самолично и добровольно направился в руки врага, понимая, что вряд ли вернётся назад, нет.
Согласно Акунину, не профессиональному историку, разумеется, а остросюжетному романисту, этот полёт был частью хитроумного плана Абвера по дезинформации недоверчивого Иосифа Сталина относительно намерений Германии начать войну с СССР в ближайшей перспективе.
Я не стану обсуждать сейчас реализуемость этого плана, в конце концов, мы имеем дело с фикшеном… Важно лишь зафиксировать, что, вводя в череду военных приключений реальный исторический факт (Гесс действительно добрался до Британии), Акунин претендует на сенсацию, превращая эту свою версию в основную изюминку картины для тех, кто имеет представление о тайнах Второй Мировой.
Однако сенсации не возникает – вопреки действительно остроумному трюку: разгадать секрет Гесса пытались многие, почему бы не добавить в этот кипящий котёл споров и догадок откровенно провокативный «русский след»?..
В чём тут причина? В том, что этот ход, который должен был стать своеобразной кульминацией фильма, оставаясь в памяти как самое яркое открытие «Шпиона», не получил адекватного экранного выражения.
Вся линия, связанная с полётом Гесса, даётся не только в проброс, сливаясь с оперативной текучкой, затопившей НКГБ накануне больших потрясений, но и решается исключительно вербальными средствами, не выходя за пределы реплик персонажей, тем самым окончательно теряясь в событийном потоке.
Итогом подобного небрежения становится закономерная слепота аудитории: если про потопленный в Москве-реке троллейбус рецензенты ещё упоминают, поскольку картины скрывшегося под водой транспортного средства волей-неволей цепляют, то вся гессиана, воспринимающаяся как необязательное «бла-бла-бла», полностью уходит «в молоко».
Соответственно, «Шпион» оказывается добрым уроком для всех, кто пожелает пойти по соблазнительной дорожке нетривиальной трактовки ключевых эпизодов мировой истории: сам по себе мега-отжиг, переворачивающий с ног на голову устоявшиеся представления о хрестоматийных фигурах или сюжетах, без продуманной и тщательно исполненной визуализации, это – только половина дела, если не четверть.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment