Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Капризка – вождь ничевоков».
Возвращение к книге, с которой познакомился почти тридцать лет и которая тогда произвела очень мощное впечатление, вещь достаточно рискованная: разочарования, при всех сделанных заранее скидках на девальвацию восторгов при переходе от возраста молочных зубов к возрасту протезов, не избежать.
Однако повесть-сказка Владимира Воробьёва вполне успешно выдержала это испытание: разумеется, сейчас приключения странного низкорослого существа с характерным именем Капризка уже не захватывают так, как это было когда-то, но качество текста сомнений не вызывает.
Разумеется, за прошедшие полвека с момента выхода книги общественные условия существенно изменились, и находящийся на переходе от социализма к коммунизму Простореченск, в котором угадывается родная автору Пермь, не может не вызвать ностальгическую улыбку…
Однако в том, что касается собственно профессиональных достоинств, Владимир Воробьёв по-прежнему держит марку: повесть чётко ориентирована на дошкольную и младшую школьную аудиторию, которая способна и слушать, и читать.
Вследствие чего предложения намеренно короткие, с минимумом придаточных, напоминающие сценарные ремарки, только исполненные в перфекте. Кроме того, в глаза бросается обилие диалогов, зачастую действие развивается через реплики.
Это отнюдь не недостаток, но продуманная манера, когда письменный текст нарочно приближается к устной речи: с одной стороны, его удобнее зачитывать вслух родителям, с другой стороны, его проще воспринимать детям.
Единственное, что оттолкнуло сразу, неприятно зацепив, это – выбор на позицию главного антагониста нехорошего Капризки не кого-нибудь, а самого Кота в сапогах. Это действительно странное решение, всерьёз диссонирующее со всем строем повести, действие которой разворачивается, пусть и в довольно условной, но всё-таки нашенской реальности, где есть милиционеры, пропадающие на работе мамы и телевизионные башни.
Капризка, чей генезис вполне понятен, хотя Владимир Воробьёв и наделяет его сказочным происхождением, это – на самом деле встречавшийся почти каждому из нас неухоженный, несчастный, озлобленный на весь свет пацанёнок, который мстит своим более удачливым сверстникам, у которых полные семьи и любящие мамы-папы, дедушки-бабушки, втягивая их в разные позорные авантюры, погружая в ту грязь, в которой оказался сам, и находя в этом наслаждение и воздаяние.
Потому выставить основным противником этого вполне земного существа не равного ему мальчика или девочку, но могучего персонажа из совершенно другого повествовательного домена, есть явная стилистическая ошибка, весьма странная для такого искушённого сочинителя, как Воробьёв.
Впрочем, возможно, я, в своём требовании последовательного реализма, когда нельзя выходить за обозначенные самим автором пределы художественного мира, не до конца учитываю запросы юной публики, тогда как Владимир Воробьёв, не один год работавший для неё, понимал их гораздо лучше.
Наверное, он исходил из того, что его маленьким читателям и слушателям будет тесно в привычных рамках текущей повседневности, когда, за исключением сверхъестественных способностей Капризки появляться и исчезать, оставаясь неуловимым для суровых взрослых, в сказке не будет никакой дополнительной волшбы, ничего чудесного, ничего иного, внеположенного…
Естественно, перечитывая повесть, не мог обойти стороной вопрос о её возможной экранизации: при слабости нынешнего детского кино нельзя разбрасываться никаким материалом. Однако, даже учитывая пониженную планку сегодняшних требований, «Капризка», в целом, вряд ли дойдёт, без существенных перелицовок, до российского зрителя.
Причин тут две. Первая, и основная, композиционная: повесть построена таким образом, что она не помещается в одну серию, требуя не просто прокладку между частями, когда несколько малозначительных перебивочных сцен дают понять, что прошло некоторое время, но непременно финальный титр в центре экрана, затемнение и следом заставку с логотипом студии, как это было в советское время.
Вторая – сюжетная. Повесть не случайно имеет расширение в названии: «…вождь ничевоков», поскольку значительный её объём, особенно во второй половине, уделён судьбе отверженного племени вчерашних детей, которые, не желая социализироваться по законам Простореченска, предпочли свободу и проживание в естественных условиях.
Возвращению ничевоков в число нормальных людей и посвящена, по сути, заключительная часть книги. Этот, с точки зрения педагогики, совершенно правильный фабульный перекос, для кино почти фатален: перековка, трудом и голодом, патлатых мужиков, вызывающая в памяти бодрые истории о благотворном воздействии сталинских строек, интересна для взрослой аудитории, с удовольствием разгадывающей неожиданные аллюзии в, казалось бы, стерильном от всякой политики фильме.
Однако малышне, которым хочется смотреть про себя и только про себя, без нагружения экранного действа посторонними линиями и смыслами, когда все персонажи старше шестнадцати лет – это строго групповка, которую приходится терпеть, будет просто скучно.
Эти причины можно счесть надуманными, однако следует принять во внимание, что единственная попытка поженить Капризку с кинематографом была предпринята в 1983 году, когда вышел двадцатиминутный кукольный фильм, снятый в Перми, как указывалось в титрах, по мотивам повести В. Воробьёва.
Титры не соврали: из всей сказки (тридцать две главы и послесловие) было отобрано четыре эпизода, два дописано; один из отобранных умудрились скомкать; никакого Кота в сапогах и прочей волшебности, никаких ничевоков; Капризка – просто чумазый малолетний хулиган, по которому плачет детская комната милиции; пять песен, отнимающих половину метража; бюджетная анимация, архаичная даже по канонам начала 80-х.
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments