Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Няньки».
Жанр «тюрком», появление которого было вызвано расширением количества всесоюзных здравниц, когда граждан уже невозможно запереть только в Сочи или Ялте, а, значит, обретённый на турецких и иных просторах экспириенс должен был рано или поздно получить своё экранное воплощение, пополнился новой работой.
Отечественные комедии принято ругательски ругать, поскольку, на фоне прочих кинонеудач, провал в этой сфере воспринимается особенно остро, но «Няньки», не претендуя на нечто большее, чем лёгкое, приятное, чуть сентиментальное зрелище, честно выполняют обещанное.
Это – динамичное, забавное, местами трогательное действо, не вызывающее последующего отторжения или сожаления о потраченном времени. Ашоту Кещяну, для которого картина стала дебютом в большом кино, удалось добиться очень важного – и для собственной карьеры, и для зрительского удовольствия.
Суть этой маленькой победы заключается в том, что «Няньки» получились, при небольших монтажных шероховатостях, связной кинематографической историей, где есть собственное, исчисленное режиссёром, напряжение, а не набором экранных хохм, весьма условно загнанных под общую шапку.
Один маленький пример. Если выбросить пролог и эпилог, действие картины умещается ровно в четыре календарных дня, которые не являются условным временным отрезком, но вычленяются вполне строго, проходя перед нашими глазами буквально от рассвета до заката.
Наполнить четыре реальных дня происшествиями, которые, во-первых, не будут задваиваться, превращаясь в зрительную рутину, во-вторых, задать этим событиям определённый темп и сохранить его на всём протяжении, - задача достаточно нетривиальная и для сценаристов, и для остальной группы, которой, чувствовалось, пришлось попотеть, чтобы в итоге получилась такая естественная вроде бы повествовательная лёгкость – при сохранении событийно плотности.
«Няньки» позиционируются как комедия и, при поверхностном взгляде, сомнений в этом нет. Но, если, отбросив фабульное мельтешение, присмотреться внимательнее, то можно обнаружить, за курортными декорациями, очень печальный фильм о современной России, причём, и это лишь добавляет ему безжалостности, сделанный совершенно с противоположными намерениями.
Итак, если попытаться включить культуролога-любителя, о чём эта картина? Она о том, что на нашей Родине фактически исчез институт традиционной семьи, и это исчезновение носит не случайный, по вполне системный характер, пронизывая буквально все слои.
С чего начинаются «Няньки»? С того, что хваткая бизнесвумен Валентина Сергеевна, владелица туристического холдинга, мать троих детей, который, судя по всему, прижиты от трёх разных мужчин, не состоящая в браке, поручает своим сотрудникам, Михаилу и Дмитрию: а) подписать важный контракт с некими турецкими партнёрами; б) присмотреть за своими чадами.
Понятно, что ситуация намеренно заострена и двум раздолбаям из екатеринбургского филиала никогда не доверят жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, но сама фигура успешной матери-одиночки под сомнение не ставится, это не условность, но заурядное явление.
Михаил и Дмитрий, молодые безалаберные парни, которых жёсткая судьбина забрасывает на Туретчину, на поверку тоже оказываются сиротами, как и их подопечные: у них нет ни близких, ни родных, нет прошлого, им никто не звонит, не спрашивает, как долетели. Их семья – это они двое, именующие друг друга заочно братьями.
Резким контрастом явленной тотальной российской безотцовщине выступают правильные иностранные нравы. Антагонистами главных героев выступают немцы – отец и сын, у которых совместный турбизнес, насчитывающий, в отличие от наших выскочек, лишённых какой бы то ни было укоренённости, не одно поколение.
Кроме того, немецкий фатер принимает активное участие в устройстве амурных дел своего зона, что, со стороны, может показаться излишней опекой, но на фоне общей заброшенности русских, воспринимается совершенно иначе: отцу действительно небезразлична судьба сына.
Не отстают, в смысле крепости уклада, от немцев и турки. Важной сюжетной пружиной оказываются серьёзные брачные проблемы непоследнего местного бизнесмена, который не может добиться согласия родителей своей возлюбленной на их свадьбу.
На первый взгляд, это кажется атавизмом и вообще нелепостью в светской республике, но, сравнивая, как процесс предложения руки и сердца поставлен у нас (Дмитрий, не ставя в известность никого из своих, где-то на турецком курорте предлагает понравившейся ему девушке стать его женой; девушка, делая важнейший в своей жизни выбор, в свою очередь, не собирается узнавать мнение не чужих ей людей, решая исключительно сама), нельзя не признать, что подобная основательность – залог будущей стабильности.
Словом, если судить по «Нянькам», в России отсутствует семья как имеющая длительную историю институция, состоящая из последовательности поколений, тесно увязанных, сплочённых, полноценных. Вместо этого у нас существуют случайные союзы, формирующиеся по принципу симпатии, а потому недолговечные, преходящие, нестойкие.
Лишённая исторического измерения, российская семья, которая, по идее, должна быть основной составляющей социальной ткани, есть причина общей покатости нашей жизни, когда не за что зацепиться и всё может рухнуть в один момент.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments