Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Революция 17-го года и последовавшие за ней масштабные социальные трансформации
настолько переменили ландшафт повседневного, что столкновение с привычками прошлого может вызвать если не культурный шок, то, по крайней мере, навести на грустные размышления о том, как мы отличаемся от людей, живших всего столетие назад.
Один небольшой пример. Картина Петра Чардынина «Миражи», поставленная по сценарию Екатерины Виноградской и вышедшая на экран зимой 1916-го года с Верой Холодной в главной роли. Сюжет вкратце таков.
Начинающая актриса Марианна, воспитанная в скромной интеллигентной семье, знакомится с богатым наследником Дымовым. Несмотря на то, что девушка уже помолвлена с Сергеем, молодым человеком в студенческой шинели, сердце её жаждет роковых страстей и отвергает тусклое и честное мещанское счастье.
Дымов чувствует это, и потому ему не составляет большого труда увести бедную Марианну с пути добродетели, заставив уйти из дома, порвать с женихом и стать его любовницей. Какое-то время девушка наслаждается своим новым положением и ни о чём не жалеет.
Однако вскоре выясняется, что для Дымова, у которого и прежде случались серьёзные увлечения, о которых судачили в городе, она – очередная забава, игрушка, ещё одна красивая наложница, с которой он и не думает связывать свою судьбу.
Между Дымовым и Марианной происходит финальное объяснение. Девушка понимает, что её жестоко обманули, что тот, кому она отдала всё самое дорогое, негодяй и мерзавец, что дальше оставаться в этом гнезде разврата невозможно…
Что теперь должна делать обесчещенная и опозоренная Марианна? На мой взгляд, взгляд человека вполне эмансипированного и отравленного духом феминистической пропаганды, при всей трагичности ситуации, при всей безвыходности положения, дальнейшие шаги понятны и предсказуемы.
Девушка, которой ясно указали её нынешней статус и которая не желает мириться с жалкой ролью рабыни, спокойно собирает самые необходимые вещи в саквояж, набрасывает шубку, выходит на улицу, ловит ваньку и едет домой. Эта мрачная страница перевёрнута, но жизнь продолжается: в кругу родных душевные раны проходят быстрее…
Однако Марианна поступает иначе. Она пишет письмо матери, в котором рассказывает о своих злоключениях, что естественно, и, внимание, просит приехать и забрать её назад. Т.е. Марианна не считает себя свободным человеком, который вправе распоряжаться собственным будущим (отказ Дымова жениться снимает с неё все обязательства: он, завлёкший её и оттолкнувший, теперь ей никто, в крайнем случае, сожитель), но продолжает признавать над собой чужую власть, которая и должна решить её судьбу, только прежде эта власть была мужниной, а теперь девушка вновь возвращается под родительскую юрисдикцию…
Это очень любопытный ракурс, позволяющий точнее оценить место женщины в архаичном обществе: даже потеря девства, фактическая утрата статуса девицы не превращают Марианну в полноценного субъекта, она непременно должна быть за кем-то, быть частью какого-то коллектива, но никак не одиночкой, выскочившей изо всех возможных страт и не различаемой тогдашней социальной оптикой.
Об этом стоит помнить нынешним сёстрам Марианны, отдавая должное большевикам и их коллегам по революции, разломавшим старый режим и похоронившим подлинное женское угнетение.
Tags: Общество
Subscribe

  • (no subject)

    Habent sua fata libelli. Роман Александра Чаковского «Победа» в момент своего появления был модной книгой, обладать которой могли не только лишь все.…

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments