Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Деталь в кино – это такая замечательная штука,
которая может поставить в один момент весь, казалось бы, понятный и естественный ход событий с ног на голову.
В качестве иллюстрации можно привести фильм рано ушедшего из профессии Рафаила Гольдина «Очередной рейс», снятый в 1958 году по сценарию матёрого Бориса Васильева.
Небольшая сцена. Главная героиня Ксения получает письмо от своего ухажёра Олега, который молчал полгода и вдруг разродился не просто посланием, но приглашением в Москву, где у него теперь комната, три с половиной тысячи рублей накоплений и стойкое желание начать прочную семейную жизнь с девушкой, которую он вытащит из провинциальной глуши.
Ксения колеблется: всё слишком внезапно, слишком неожиданно, ехать, пусть и завлекательную столицу, страшно. К тому же масла в огонь подливает подруга Тося, которая задаётся абсолютно справедливыми сомнениями: и по поводу серьёзности намерений Олега, и по поводу его финансовой состоятельности, и по поводу крепости чувств самой Ксении.
Заподозрить Тосю в чём-то нехорошем очень сложно: ситуация складывается явно не в пользу далёкого московского жениха, тем более что Ксения молода и, как проницательно указывает подруга, может ещё и ещё искать.
Ксения, разрываясь между доводами критического рассудка и нутряным бабьим инстинктом, теряет последние силы, валится на кровать, прислоняясь к металлической спинке, и, чтобы избыть скопившееся напряжение, принимается плакать. Тося подсаживается рядом, гладит её по голове, присматривается к волосам Ксении и поспешно произносит: «Ой, седина…»
В эту секунду история девичьих взаимоотношений меняется полностью. Нам достаточно только одной короткой фразы, чтобы увидеть истинный смысл Тосиных причитаний, подлинную подоплёку её проникновенной заботы.
На самом деле, Тося ненавидит Ксению, жестоко ей завидует и готова сделать всё, чтобы расстроить складывающееся чужое счастье. Тося держится молодцом, не выдавая своих настоящих чувств, и прокалывается лишь единожды.
Заметив, что её более симпатичная и успешная у мужчин подруга обнаружила первые признаки увядания, она не способна скрыть своё торжество: вместо того, чтобы деликатно промолчать, не добивая и без того раздавленную Ксению, Тося вываливает на бедную девушку ещё одну «приятную» новость.
Великолепное решение сценариста, намёком обозначившего реальную расстановку сил, и достойная похвалы деликатность режиссёра, сохранившего драматургическую сложность внешне элементарных событий.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Когда, знакомясь с историей создания сценария Козинцева и Трауберга «Карл Маркс», наткнулся на одно из замечаний главного заказчика секретаря ЦК…

  • (no subject)

    Пересматривая сейчас, в связи с известными событиями на фронте расовой цензуры, «Унесённых ветров», не можешь не поражаться, сколь трудную, почти…

  • (no subject)

    Фильм «Куба» режиссёра Ричарда Лестера считается, и совершенно справедливо, провальным, однако знакомство с ним может быть полезным, ибо оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments