Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

В книге Михаила Ромма «Устные рассказы»,
в главе, посвящённой Сергею Эйзенштейну, есть небольшая зарисовка о том, как снимался фильм «Сильва», точнее, о том, как была на главную роль утверждена артистка Смирнова-Немирович, которая, по мнению Михаила Ильича, была «не блестящей».
Согласно Ромму, это случилось так. Маршал Жуков, отправляющийся на банкет к Эйзенхауэру, потребовал, в качестве сопровождающей, достать «какую-нибудь бабу в военной форме», чтобы не ударить в грязь лицом перед американским главнокомандующим, у которого была очень красивая секретарша. «Бабу» достали, ей и оказалась вышеупомянутая Зоя Смирнова.
История, слов нет, колоритная, яркая, а главное, разоблачающая нехорошие нравы, царившие в советской кинематографии. В неё отчего-то сразу веришь: в конце концов, такой уважаемый человек, как Михаил Ромм, врать не будет, и если он сказал, что Смирнова оказалась в фильме Ивановского по жуковской протекции, так оно и есть.
И существовать бы этой истории ещё долгие и долгие годы, если бы в последнее время не вышли несколько подробных летописей российского кино, из которых мы можем узнать, что премьера фильма «Сильва», который снимался на организованной в 1943 году Свердловской киностудии, состоялась в феврале 1945-го.
Следовательно, съёмочный период картины пришёлся на 1944, а подготовительный, включая распределение актёров на роли, на 1943. Понятно, что в тот период маршал Жуков был серьёзно занят своими прямыми обязанностями, а потому устраивать судьбу артистки Смирновой ему было несколько недосуг.
Что до «неблестящести» Смирновой-Немирович в качестве драматической актрисы, то с этим утверждением трудно спорить, поскольку, по основной своей профессии, она была оперной певицей.
Однако не стоит поспешно упрекать Александра Ивановского в слепоте, поскольку он точно знал, что делает: для музыкального фильма, в качестве исполнительницы Сильвы, ему, при остром кадровом голоде в заштатном Свердловске, куда эвакуировалась только часть «Ленфильма», была необходима именно певица; точно также он поступил несколькими годами ранее, когда в свою картину «Музыкальная история» пригласил не кого-нибудь, а Сергея Лемешева…
Я не хочу обвинять уважаемого Михаила Ильича, который, как режиссёр, стоит на две головы выше, чем его старший коллега Ивановский, в клевете: здесь нет умысла, но есть, печальное для всякого мемуариста, мысленное объединение разнородных и разновременных событий задним числом.
Чем интересен этот конкретный казус? Тем, что мы можем реально проследить, как два не связанных между собой сюжета (неудачный, с точки зрения Ромма, фильм «Сильва», который, и вправду, нельзя отнести к победам советского кинематографа, и сплетни о поведении маршала Жукова, передававшиеся в кругу своих) спустя двадцать лет оказались настолько ловко пригнаны друг к другу, что их дразнящей лигатуре по-прежнему трудно сопротивляться – даже зная о подлинных обстоятельствах и несомненных датах выхода на экран музыкальной комедии Александра Ивановского.
Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Перефразируя великих. Когда я слышу слово "толерантность", рука сама тянется к нагайке.

  • (no subject)

    Экстенсивное развитие средств коммуникации, приводящее к возникновению такого феномена, как «социальные сети», просто обязано внести изменения в…

  • (no subject)

    Как должен называться роман о жизни профессионального бармена? «Мастер и «Маргарита».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments