Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Служу Советскому Союзу…»
Первым делом, говоря об этой ленте, стоит отметить, что в компании НТВ работают талантливые, оборотистые люди, потому что никак иначе невозможно объяснить тот ажиотаж, который возник по поводу этого фильма, обзаведшегося, словно давняя кинематографическая легенда, собственной аббревиатурой, понятной широкому кругу вовлечённых.
И это утверждение – не намеренный эпатаж, но сухая констатация факта, ибо заставить, по крайней мере, меня досмотреть до конца картину, которая, с первых же кадров, выглядит как типичная сериальная продукция, заполонившая канал, как очередные «Ментовские войны», но в ретро-антураже, есть большое достижение для отвечающих за показ работников НТВ.
«Служу Советскому Союзу…» – это прежде всего крайне бюджетная работа, которая дай Бог, чтобы стоила в производстве миллион, а потому неприятно цепляющая бедностью локаций, упором на натурные съёмки, урезанным личным составом и сиротской картинкой (на плёнке, видимо, решили мощно сэкономить).
В принципе, разговор о ССС на этом можно было заканчивать: опыт последних лет уверенно показывает, что всякая попытка снять дешёвое кино про войну оборачивается если не провалом, то, по крайне мере, полуудачей.
Фильм Александра Устюгова – именно из этой когорты, и быть бы ему похороненным в ряду таких же экономических картин, если бы не группа озабоченных активистов, умело подыгравших закупившей «Служу Советскому Союзу…» телекомпании.
Это был поистине счастливый альянс: прожжённые циники из телевизионного мира и полезные идиоты из всемирной паутины раскрутили очень среднее кино до масштабов общенационального события, залучив в свой страстный танец только-только назначенного министра культуры.
Мои поздравления тем и этим: вы созданы друг для друга, с интересом ждём новых совместных акций…
Теперь же собственно по поводу обвинений в антипатриотичности «Служу Советскому Союзу…» При всём желании видеть крамолу, в картине её, если не впадать в репостный раж, поддавшись на разводку мараховских дирижёров, нет совершенно.
Да, к сценарию, касательно исторической достоверности, можно многократно придираться: в реальности подобное сцепление событий вряд ли имело место, тем более это касается немецкого десанта в окрестности Мурманска – для последующего перехвата союзнических конвоев.
Но мы, как справедливо указывали создатели картины, имеем дело с художественным произведением, которое обязано содержать явные вольности и анахронизмы, поскольку ориентировано не на изложение фактов, а на провоцирование эмоций…
А эмоции, которые вызывает «Служу Советскому Союзу…» исключительно правильные, поскольку речь в картине идёт о том, как наши граждане сражаются и погибают, защищая нашу Родину, а не разбегаются по лесам или, тем паче, записываются в хиви, показывая немцам путь в тыл оборонявших из последних сил Заполярье войск.
Надо действительно очень постараться, чтобы приписать фильму обвинения в антипатриотизме, поскольку в одном из эпизодов мы наблюдаем изумительную сцену единения советского народа перед лицом немецко-фашистской агрессии.
Воровской авторитет в исполнении Юрия Ицкова, вместе с конвоиром и его псом Джульбарсом, бежит в погоню за своим братом по классу – решившим переметнуться к врагу блатным. Догоняет его и лично кончает ножом, карая несостоявшегося предателя.
А ключевые для определения нашего нынешнего понимания Отечественной войны слова, произнесённые тем же законником: «Я – не советский. Я – русский мужик». И действительно для нас сейчас та война – это не война за Советскую власть, за единственное в мире государство рабочих и крестьян, за плацдарм будущей всемирной коммунистической республики, но война за Россию, за свой дом, за выживание своей нации.
Что до мрачного финала, когда пришедшие в чувство чекисты расстреливают всех заключённых лагеря, отразивших вражеский натиск, то, в данном случае, сценарист попадает в неприятную ловушку, выстроенную современными зрительскими ожиданиями и настроениями.
Иначе говоря, как Леонид Менакер мог закончить свою историю? Если отбросить вариант с победой гитлеровцев и поголовной гибелью героических зэков, у него была два исхода.
Первый. Бригадный комиссар Донцов, которому вернули свободу, звание и награды на приёме у Сталина. «Я всегда знал, что Вы – честный коммунист, товарищ Донцов. Мы направляем Вас в 20-ю армию. Скоро начнётся контрнаступление под Москвой. Но командарм, генерал-лейтенант Власов, серьёзно заболел. Ему нужно помочь. Справитесь?» «Справлюсь, товарищ Сталин!» Дальше Донцов лично поднимает в атаку продрогших в волоколамском снегу бойцов…
Но сейчас не 85-й год, и публика просто не поняла бы такого пафоса, обвинив сценариста в лакировке сложной исторической действительности, в стремлении затушевать трагедийность эпохи. И поэтому ему ничего не оставалось, кроме как поставить эффектную точку: лаконичную и зрелищную, не требующую дополнительных пояснений. Это мы, собственно, и наблюдали на экране.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Когда, знакомясь с историей создания сценария Козинцева и Трауберга «Карл Маркс», наткнулся на одно из замечаний главного заказчика секретаря ЦК…

  • (no subject)

    Пересматривая сейчас, в связи с известными событиями на фронте расовой цензуры, «Унесённых ветров», не можешь не поражаться, сколь трудную, почти…

  • (no subject)

    Фильм «Куба» режиссёра Ричарда Лестера считается, и совершенно справедливо, провальным, однако знакомство с ним может быть полезным, ибо оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments