Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Фильм Павла Санаева «Нулевой километр»
любопытен как пример крайне грамотной идеологической работы, довольно редкой в наше упрощённое время, когда предпочитаю без обиняков и с ноги.
Что двигало режиссёром и автором сценария, когда он задумывал картину? Им двигали ненависть и отвращение к тому социально-экономическому порядку, который сложился в Российской Федерации к середине 2000-х и сердцевиной которого была Москва – не златоглавая, но гламурная.
Следовательно, «Нулевой километр» должен быть выразить это авторское настроение и заразить им зрителя. Вопрос заключался в том, как этого добиться?
Будь Санаев попроще и поглупее, как это, увы, зачастую происходит с представителями антизападного консервативного лагеря, он, скорее всего, ударился бы в обличительный пафос, пытаясь изобразить столицу нашей Родины скопищем уродов, собранием мерзости, всероссийской сточной канавой, где нет ни одного человеческого лица, но сплошь – дьявольские хари.
Естественно, такой подход имел бы прямо противоположный результат: зашкаливающая серьёзность обернулась бы пародией, вызывая, вместо ужаса и тоски, ядрёный смех и невольную симпатию к путинскому Вавилону.
Однако, на наше счастье, Санаев оказался проницательнее и умнее, отчего применил эффектный и весьма тонкий приём. Москва у него – не клоака. Наоборот, это – потрясающий, яркий, динамичный, захватывающий город, где есть всё, чего ни пожелает молодой человек, вырвавшийся из своего захолустья: реальные деньги, модные клубы, заряженные тачки, элитные ляди, стильные прикиды, селебрити в шаговой доступности, квартиры в посольском квартале…
И это не мечта, не рекламный плакат, не разводилово: достаточно протянуть руку – и вся эта сияющая, искрящаяся, сказочная жизнь, которая даже не грезилась, потому что такого просто не может быть, станет твоей.
Единственная деталь, уточняющая безоблачную феерию: цена, которую придётся уплатить, чтобы окончательно прописаться внутри, включает такие мелочи, как предательство друзей, убийство безвинных, отказ от любимой и прочие услужливо выставленные ступеньки в персональный ад.
Готов ли ты это сделать? Или, может, на фиг её – эту Москву, спокойный сон и тихая старость в окружении близких лучше? Именно эти вопросы возникают, когда гаснет экран, именно ради них снимался фильм.
И если хотя бы у одного из покорителей столицы, который уже купил билеты и считает часы до отхода плацкарта, они зашевелятся, отравляя сомнениями, тревожа предчувствиями, значит, Санаев старался не напрасно.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments