любопытен как пример крайне грамотной идеологической работы, довольно редкой в наше упрощённое время, когда предпочитаю без обиняков и с ноги.
Что двигало режиссёром и автором сценария, когда он задумывал картину? Им двигали ненависть и отвращение к тому социально-экономическому порядку, который сложился в Российской Федерации к середине 2000-х и сердцевиной которого была Москва – не златоглавая, но гламурная.
Следовательно, «Нулевой километр» должен быть выразить это авторское настроение и заразить им зрителя. Вопрос заключался в том, как этого добиться?
Будь Санаев попроще и поглупее, как это, увы, зачастую происходит с представителями антизападного консервативного лагеря, он, скорее всего, ударился бы в обличительный пафос, пытаясь изобразить столицу нашей Родины скопищем уродов, собранием мерзости, всероссийской сточной канавой, где нет ни одного человеческого лица, но сплошь – дьявольские хари.
Естественно, такой подход имел бы прямо противоположный результат: зашкаливающая серьёзность обернулась бы пародией, вызывая, вместо ужаса и тоски, ядрёный смех и невольную симпатию к путинскому Вавилону.
Однако, на наше счастье, Санаев оказался проницательнее и умнее, отчего применил эффектный и весьма тонкий приём. Москва у него – не клоака. Наоборот, это – потрясающий, яркий, динамичный, захватывающий город, где есть всё, чего ни пожелает молодой человек, вырвавшийся из своего захолустья: реальные деньги, модные клубы, заряженные тачки, элитные ляди, стильные прикиды, селебрити в шаговой доступности, квартиры в посольском квартале…
И это не мечта, не рекламный плакат, не разводилово: достаточно протянуть руку – и вся эта сияющая, искрящаяся, сказочная жизнь, которая даже не грезилась, потому что такого просто не может быть, станет твоей.
Единственная деталь, уточняющая безоблачную феерию: цена, которую придётся уплатить, чтобы окончательно прописаться внутри, включает такие мелочи, как предательство друзей, убийство безвинных, отказ от любимой и прочие услужливо выставленные ступеньки в персональный ад.
Готов ли ты это сделать? Или, может, на фиг её – эту Москву, спокойный сон и тихая старость в окружении близких лучше? Именно эти вопросы возникают, когда гаснет экран, именно ради них снимался фильм.
И если хотя бы у одного из покорителей столицы, который уже купил билеты и считает часы до отхода плацкарта, они зашевелятся, отравляя сомнениями, тревожа предчувствиями, значит, Санаев старался не напрасно.