Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Девушка с характером».
Этот дебют не последнего отечественного режиссёра-комедиографа Константина Юдина в полнометражном игровом кино представляет сегодня, скорее, узкопрофессиональный, чем широкозрительский интерес, за исключением тех, кто любит Валентину Серову, весьма среднюю актрису, но, учитывая обстоятельства её биографии, безусловную кинозвезду, – во всяком изводе.
Оснований для этого интереса два. Во-первых, сугубо персональное. В «Девушке с характером» мы имеем возможность наблюдать Эмму Цесарскую, исполняющую роль жены командира, во второй период её карьеры, когда эта, без преувеличения, выдающаяся женщина постепенно сходила с экрана. И, заметим, слава Богу, что сходила, поскольку узнать в этом квадратнолицем чудовище, исторгающим чугунные призывы всё бросить и мчаться на Дальний Восток, чтобы принять участие в грандиозном социалистическом строительстве, удивительную Василису из «Баб рязанских» или легендарную Аксинью из «Тихого Дона», ставшую для Шолохова воплощением его любимой героини, совершенно невозможно: чем мараться, затаптывая всё, что было сделано прежде, лучше вообще уйти из кинематографа.
Иначе говоря, перед нами очень жестокая, но по-своему поучительная повесть о том, как материал перемалывает даже незаурядного артиста, чьё дарование бессильно против навязываемых штампов, сопротивляться которым не получается даже на малом пространстве второстепенного персонажа.
Во-вторых, чисто драматургическое. Сценаристы «Девушки с характером» умудрились отчебучить действительно неожиданное, чего даже в советском предвоенном кино, испытывавшем, по причине строго шумяцко-большаковского надзора и общей установки на оптимизм повседневности, серьёзные проблемы с более или менее захватывающими сюжетами, до того не встречалось.
Итак, с чего начинается картина? Со знаменитого монолога про мировой стандарт, который требует от нас, как известно, «серебристости, темнолапости и темнобрюхости». Это Катя Иванова, рядовая работница дальневосточного зверосовхоза, полемизирует со своим начальником – Мешковым, косным человеком, слабо разбирающемся в таком важном для страны деле, как разведение пушного зверя.
Таким образом, уже первая сцена задаёт основной конфликт фильма: обюрократившийся директор, не желающий жить по-новому, с учётом реалий Третьей пятилетки, и его передовая подчинённая, душой болеющая за порученный Родиной участок работы. Вопреки намеренному режиссёрскому комикованию, обусловленному избранным жанром, ситуация достаточно серьёзная: в совхозе должен остаться только один – либо инициативная Иванова, либо замшелый Мешков.
Катя спускать Мешкову не собирается, а потому направляется искать на него управы в район, но, попав в забавный переплёт, оказывается на идущем в Москву поезде. Там она встречает бойкого краснофлотца Берёзкина, который не только отличник боевой и политической подготовки, но ещё и знатный ухажёр, сумевший подобрать ключ к сердцу этой чересчур реактивной девчонки.
Краснофлотец, помимо того, чтобы ненароком приобнимать зверосовхозницу, рекомендует Кате добраться до столицы Союза ССР и отправиться в Бюро жалоб, где выложить всё, что известно про этого ретрограда Мешкова. Девушка следует совету опытного мужчины и, по прибытии в Москву, добирается до Бюро, чтобы наябедничать суровому человеку во френче с орденом на груди на непорядки в родном хозяйстве.
До сих пор всё шло нормально: схватившаяся с превосходящим её силы антагонистом героиня, уверенно преодолевая препятствия и собственные заморочки, двигается к заявленной в самом начале цели. Но тут Геннадий Фиш и Иосиф Склют совершают не слишком заметный, но, для мировой кинодраматургической традиции, невероятный кульбит, от которого реально перехватывает дух.
Суровый человек во френче с орденом на груди, выслушав страстный монолог Кати, предлагает ей подождать, пока соответствующие органы разберутся с Мешковым. Катя соглашается и принимается ждать. И, что самое фантастическое, натурально ждёт, т.е. сворачивает всю свою активность по главному конфликту, не предпринимая никаких дальнейших усилий.
На этом де-факто кино завершается: более смотреть на девушку, которая бросила вызов собственному начальству, незачем; очевидно, что Советская власть не оставит сигнал с мест без внимания, Мешкову если не сушить сухари, то, как минимум, искать новое место службы.
Сценаристы, надо отдать им должное, понимают, какой они напороли косяк, и, чтобы сохранить хоть какое-то зрительское внимание, наполняют последнюю треть картины невероятной суетой, пересказывать которую – всё равно что вспоминать похмельные видения, степень бредовости та же. Отмечу лишь, что, в одной из сцен, Валентина Серова появляется в чёрном купальнике, умело скрывающем 46-й размер, вот-вот переходящий в 48-й.
Когда отпущенный Кинокомитетом на картину лимит плёнки заканчивается, быстро возникает финал: Катя Иванова, теперь уже директор зверосовхоза, откуда оперативно катапультирован Мешков, в компании Берёзкина, командирской жены и нескольких обманутых сагитированных москвичек уезжает на Дальний Восток. Все поют.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Фильм «Казино “Рояль”» 1967 года, при всей своей своеобразности, оказывается полезен в качестве учебного пособия для всякого начинающего…

  • (no subject)

    Борьба с испытываемыми широкими массами чувствами национальной исключительности, сопровождавшаяся старательным шельмованием шовинизма и прочего…

  • (no subject)

    О последнем на сегодняшний момент эпизоде из Третьей трилогии «Звёздных войн» трудно сказать что-нибудь положительное: исшаивание саги слишком явно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments