Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Советское кино традиционно упрекают в том, что оно было страшно далеко от реальности, не выполняя одну из важнейших функций искусства – рефлексивную.
Однако подобные упрёки не совсем точны, поскольку отечественный кинематограф занимался не только лакировкой действительности, но и её отражением, делая это своим специфическим образом, которым нам, людям, воспитанным в иной символической системе, зачастую просто не понятен.
Так, например, фильм Александра Птушко «Каменный цветок», вышедший на экран в апреле 1946 года, это не только экранизация сказа Петра Бажова, но, если присмотреться чуть внимательнее, попытка, предпринятая чрезвычайно оперативно, учитывая производственные ограничения, поговорить о том, в какой ситуации окажется советское общество сразу же после окончания войны.
А ситуация эта, уверенно прогнозируемая и совершенно драматическая, заключалась в следующем: массовая гибель мужского населения в ходе боевых действий вызывает серьёзный перекос в гендерном балансе.
Соответственно, конкуренция за выживших мужиков будет страшная: в ход пойдут все силы уловки, все хитрости. Естественно, что представители высокоранговых слоёв будут находиться в привилегированном положении – за счёт привлечения имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Тем же, у кого таких ресурсов нет, придётся несладко. Потому, чтобы подбодрить заранее обречённых девушек и женщин, советское искусство выдвинуло жизнеутверждающую историю про Данилу-мастера, которого пыталась захомутать могущественная Хозяйка Медной горы, но парень не поддался на посулы и прочие печеньки, выбрав в итоге простую деревенскую Катю.
Любовь оказалась сильнее корыстных соображений. Это случилось в кино, случится и в жизни. Именно эту мысль пропагандировал «Каменный цветок», настраивая на лучшее миллионы замерших в ожидании большого мужниного передела гражданок Советского Союза.
Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Максима «Бойтесь своих желаний: они могут сбыться» ещё раз подтвердилась, теперь уже кровавым и трагическим образом в истории Анастасии Ещенко,…

  • (no subject)

    Фильм «Горькая луна», который можно было бы истолковать как проповедь гуманизма, в действительности хорош иным, ибо на его примере барышни, из числа…

  • (no subject)

    Патриархальные ценности сейчас, сообразуясь с духом времени, принято третировать, но, если присмотреться, настолько уж они ужасны, как о том любят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments