Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Судьба барабанщика».
В середине 50-х, когда к произведениям А.П. Гайдара кинематографисты стали проявлять более чем повышенный интерес, на очереди к экранизации оказалась его повесть «Судьба барабанщика», книга чрезвычайно любопытная – и сама по себе, и как материал к будущей постановке.
Однако, и это, увы, печальная особенность киношной отрасли, просто перенести на плёнку повесть было для делавшей сценарную редакцию Лии Соломянской выше её сил, отчего она занялась улучшением базовой фабулы, дополняя её эпизодами собственного сочинения, о качестве которых нетрудно составить представление – достаточно лишь сравнить с исходником.
У Гайдара всё было точно, достоверно, рационально. Отец главного героя, став директором крупного текстильного магазина и сойдясь, по причине недавнего вдовства, с молодой женщиной Валентиной, пагубно на него действовавшей, ударился в хищения, за что получил пять лет лагерей.
Валентина, не выдержав тягот разлуки, привела, пару лет спустя, к себе в дом инструктора Осовиахима, с которым укатила отдыхать на юг. Двенадцатилетний Серёжа Баташов остался совершенно один – со 150 рублями в кармане – в огромном городе полном соблазнов и нехороших людей, среди которых попадаются не только уголовники, но и кто похуже...
Именно эта история – история постепенного погружения ставшего де-факто полным сиротой Серёжи в трясину, когда каждый новый шаг, который должен разорвать этот морок и вернуть к нормальной привычной жизни, только ухудшает положение, затягивая петлю всё туже и туже, и составляет главное очарование и удачу повести.
Но Лии Соломянской нет никакого дела до авторского замысла и несомненных достоинств книги; её заботит, что в фильме, предназначенном для детской аудитории, нет такого важного элемента для всякого женского сердца, как лав-стори.
И лав-стори, естественно, тут же появляется. Теперь Валентина – это не проходной персонаж, о котором упоминается лишь в начале повести, но вполне самостоятельная героиня, которая нагло и дерзко изменяет своему мужу – буквально на глазах пасынка.
Разумеется, подобная новация не может не отразиться на всей архитектуре фильма, когда неверная жена принимается оттеснять на второй план главного героя – Серёжу: вместо приключенческого фильма, «Судьба барабанщика» ощутимо принимается клониться в сторону мелодрамы, ещё немного, и зритель совсем забудет, ради чего, собственно, он пришёл в кинозал.
По счастью, Соломянская вовремя останавливается, чтобы, волевым усилием, вернуться на торную дорогу изложения сюжета повести Гайдара, а не личных фантазий, но для этого ей приходится настолько лихо разрубить явный фабульный затык, что, пересказывая его сейчас, невольно ловишь себя на мысли: «Кто-то из нас точно бредит…»
Короче, неверной Валентине надоедает неопределённость, и она, на фирменном бланке завода № 724, на котором начальником цеха работает её муж, пишет любовнику письмо с намерением поставить все точки над «i». Первый вариант она откладывает, берётся за второй…
Тут домой возвращается Баташов-старший. Ему тоже надо срочно написать записку. Он хватает бланк, на обратной стороне которого нескромные признания супруги, набрасывает несколько слов, кладёт бланк в пакет с секретной документацией по одному оборонному проекту…
Все эти манипуляции наблюдает Валентина. Испугавшись разоблачения, она лезет в планшет, вытаскивает оттуда пакет, одевается и пытается бежать. Муж ловит её уже на лестнице, останавливает, ведёт обратно в квартиру. Валентина выбрасывает пакет, который, спустя некоторое время, поднимает посторонний мальчик.
Таким образом, Баташов-старший теряет бумаги особой государственной важности и отправляется нести заслуженное уголовное наказание. Но не надо отчаиваться: через полгода бумаги найдутся – всё это время они пролежали в котельной, среди угля и шлака, и сохранились в целостности. Баташов-старший будет реабилитирован…
Серёжа остаётся без отца, и первая часть картины, ненужная, вздорная, съевшая драгоценный метраж, заканчивается. О придумках Соломянской, кажется, можно забыть, но забыть не получается, поскольку теперь, чтобы успеть дорассказать историю в отведённые студией сроки, приходится пришпоривать сюжет, экономя на каждом эпизоде, на каждой реплике.
Этот бег оказывается настолько фатальным для связности и плавности повествования, что, в финале, авторы, устами отца Серёжи, вынуждены разъяснять зрителю некоторые подробности и обстоятельства, чтобы фильм хоть каким-то образом уложился в сознании, а не остался чередой вопросов без ответа.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Максима «Бойтесь своих желаний: они могут сбыться» ещё раз подтвердилась, теперь уже кровавым и трагическим образом в истории Анастасии Ещенко,…

  • (no subject)

    Фильм «Горькая луна», который можно было бы истолковать как проповедь гуманизма, в действительности хорош иным, ибо на его примере барышни, из числа…

  • (no subject)

    Патриархальные ценности сейчас, сообразуясь с духом времени, принято третировать, но, если присмотреться, настолько уж они ужасны, как о том любят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments