Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Охотники 2. Книга вторая: Авантюристы».
Всевозможные издательские проекты, тем более амбициозно презентуемые, доверие, как правило, не вызывают, и, если в стопке однотипных томов в мягкой обложке что-то способно привлечь внимание, то это не название и не аннотация, но имя автора.
В данном случае на титульном листе значилось: «Лариса Бортникова». Это перевесило все сомнения: человек, который ведёт замечательный блог, публикуя время о времени яркие, неординарные, провоцирующие на размышления, полемику и снова на размышления тексты, должен, сменив масть, непременно удивить.
И Лариса Бортникова не подвела, начав удивлять буквально с первой же страницы и не прекращая этого занятия – вплоть до самого финала. Признаюсь честно: очень давно я не читал такого непроходимого занудства, такой, по точному определению автора, «свинцовой зевающей тоски», выдаваемой за сюжетную динамичную прозу.
И это не есть отдельная творческая неудача, тем более, что как признавалась сама Бортникова, книга далась ей с большим трудом, нет, проблема гораздо глубже и безнадёжнее: автор категорически не умеет, хотя явно старается, развёртывать интригу, выстраивая череду коллизий, ради которых, собственно, и имеет смысл вообще открывать любой авантюрный роман.
Можно подробно деконструировать всех «Охотников», но для наглядности, достаточно ограничиться одним примером.
Первые пятьдесят страниц действие развивается более чем вяло – бесконечные разговоры, воспоминания, малоосмысленные перемещения в пространстве: вопреки заявленной эпохе, 1919-20 годы, удивительной по своей насыщенности, событийная квёлость такова, будто на дворе время Александра Третьего... Наконец этот кисель оканчивается, и «в кадре» начинает что-то происходит.
Один из главных героев, Генри Джи Баркер, забирается в дом Тевфик-паши, турецкого генерала, чтобы выкрасть с женской половины, куда посторонним вход категорически воспрещён, фигурку Моржа, очень ценного артефакта, назначение которого, по причине стандартности сюжетообразующего приёма, особого смысла не имеет.
Заход отличный, тем более что это даёт автору возможность порадовать читателя справкой об устройстве сераля, которая выглядит совершенно уместной и потому ненапряжной. Более того, в момент, когда Баркер перемещается по комнатам, не узнанный обитательницами, там находится ещё один переодетый мужчина.
Это уже – совсем хорошо. Возникающее двойное напряжение, помноженное на загадку, следует только длить, добиваясь появления новых перипетий, держа тем самым читателя на долгожданном крючке, длить и оттягивать, продлевая удовольствие…
Но Бортниковой нет дела до потребностей аудитории. Едва создав по-настоящему увлекательную ситуацию, она, собственными руками, её рушит: Баркер, чьё присутствие на женской половине таки обнаружено, проявив гуманизм, отдаёт себя в руки хозяев.
По всем раскладам, его должны прикончить тут же на месте, но, благодаря внезапному вмешательству дочери Тевфик-паши, ему даруют жизнь, оставляя на положении пленника: за чудом спасшегося Баркера, конечно, испытываешь понятную радость, но волюнтаристский слом напряжения производит впечатление договорняка.
Далее Бортникова, из загадочных соображений, вместо того, чтобы продолжать интригу со вторым чужаком в гареме, вываливает читателю всё его подноготную: оказывается это не турок, но Малыш Стиви, американец, влюбившийся в дочь генерала и решивший с ней бежать из-под родительской власти.
А теперь обрисуем обстановку. Малышу Стиви нужно как можно быстрее валить из этого дома – пока его не разоблачили. Баркеру тоже задерживаться здесь нет резона. Также Малышу Стиви необходима помощь Баркера, чтобы тот отвлёк охрану, дав влюблённым возможность беспрепятственно улизнуть.
Малыш Стиви пробирается по дому, находит комнату, где содержится Баркер, заходит, сбрасывает маскировку. Что должно последовать за этим? Мужчины, у которых одна цель – вырваться отсюда как можно скорее, обмениваются короткими репликами, откладывая подробные объяснения на потом, когда окажутся в безопасности, быстро распределяют обязанности и приступают к их исполнению.
Но Бортникова полагает иначе, потому Баркер встречает Стиви лаконичной тирадой в десять строчек, Стив отвечает ему не менее лапидарно – всего лишь пятью строчками, после чего на тринадцати страницах идут препирательства, экскурсы в прошлое, лекции о подлинном устройстве мира и прочее, крайне уместное в данных обстоятельствах, когда англоязычная речь на два голоса способна привлечь внимание обитателей дома, неворочение мешков, пока Баркер не решается произнести единственную действительно нужную фразу: «Через четверть часа слушай сад».
Продравшись через валы авторской писучести, кажется, можно вздохнуть с облегчением: вот теперь-то точно будет экшен. Однако радоваться рано, потому что ничего подобного нам не светит.
Чересчур рано высунувшегося Малыша Стиви бдительная охрана подстреливает, что существенно облегчает для Баркера задачу: воспользовавшись магическим Моржом, замораживающим неприятеля насмерть, он сваливает из негостеприимного дома.
Бортникова, конечно, пытается сохранить увядающий драйв, отправив за Баркером погоню, когда его должны настичь, окружить, у него закончатся патроны и он, как Буч Кэссиди и Санденс Кид, бросится навстречу торжествующему врагу, чтобы скорее погибнуть, чем прорваться.
Но увы: автор чересчур бережёт своего героя, потому, отнюдь не в безвыходных условиях, отправляет его, через портал времени, прямиком в большевистскую Москву, где нас ждёт продолжение приключений Генри Джи Баркера, которые окажутся ещё беспомощнее, чем его турецкая одиссея.
В сопровождающем книгу интервью Лариса Бортникова обещает третью часть «Охотников». Я понимаю желание автора доделать однажды начатую работу, но, может быть, не стоит терзать ни себя, ни читателей: внезапный качественный рывок на существующей элементной базе – из разряда утопий…
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments