Ни название фильма, ни список актёров, в нём участвующих, ни имена создателей не предвещали ничего хорошего: казалось, это будет очередной междусобойчик добрых приятелей, которые, вместо того, чтобы просто пить, решили поиграться в кино – словно по основному роду занятий им было мало волнительной атмосферы площадки.
Однако всё оказалось иначе, и, вместо невнятной артхасной шняги, меня ожидало динамичное и вполне увлекательное зрелище, в котором, безусловно, чувствовалось многолетнее сериальное прошлое авторов, когда недвусмысленно казалось, что на экране идёт выжимка из первых восьми серий нового проекта на федеральном канале.
Но, и это является главной удачей фильма, я, с большим удивлением, ощущал, что, в отличие от громадного количества отечественных игровых картин последних лет, сценаристу «Белого Мавра» Максиму Стишову и режиссёру Дмитрию Фиксу было действительно важно, что бы зритель досидел в зале до конца, что бы ему не было скучно, что бы событие сменяло событие, захватывая и вовлекая.
(Очень странно говорить о таких тривиальных вещах, но, неоднократно сталкиваясь с авторским высокомерием и откровенным снобизмом, начинаешь ценить простые зрительские радости, когда, оказывается, совершающееся в темноте зала действо предназначено для тебя, а не для отчёта в Фонд поддержки кино).
И, оценив мотивы создателей «Белого Мавра», уже гораздо спокойнее воспринимаешь недостатки картины, её композиционную шатость. К большому сожалению, изначальная идея представить три отдельные истории, различающиеся по жанровой принадлежности (драматическая, детективная, комедийная), реализовалась не полностью.
Драматическая (мямля и рохля обнаруживает в себе твёрдость и силу) и детективная (карусель из обманывающих друг друга жены, мужа и любовницы) линии, при их некоторой недоговорённости, оставляющей простор для догадок и интерпретаций (вплоть до создания сиквела – во втором сезоне), в целом, получились. Хуже всего обстояло дело с комедийной.
Ситуация, когда скрывающий свою однополую ориентацию стоматолог пытается заделать ребёнка супруге, была забавной ровно до момента каминг-аута (для зрителя, естественно, но не для жены, продолжающей пребывать в неведении), дальше анекдот оказывался рассказанным, оставалось посмеяться и переключиться на другие темы.
Попытки продлить де-факто финишировавшую историю выглядели грубовато (приняв пилюлю, стоматолог забирается, спустя долгие годы безлюбости, на супругу, волнуется, суетится; «Не туда», - поправляет его супруга), что, в целом, можно простить, но, главное, были лишены нарративной энергии.
Однако, сводя окончательный баланс, можно сказать, что слабая треть картины – это, по сегодняшним меркам, отнюдь не катастрофа, главное, что люди старались, экспериментировали, меняли регистры.
Это по-настоящему ценно.