Об этом фильме Бориса Хлебникова, поставленного, как сообщается в титрах, по подслушанным в заведениях общественного питания разговорам, которые оказались не только сотрясением воздуха, но и решением чьей-то судьбы или, по крайней мере, раскрытием характера, следовало бы говорить с энтузиазмом.
В отечественном кино происходит не так много любопытного, тем более относительно новаторского, что всякое мало-мальски оригинальное и свежее необходимо приветствовать, именно поэтому реанимацию жанра физиологического очерка, обрётшего, благодаря усилиям съемочной группы, экранную ипостась, можно считать главным отраслевым событием текущего сезона.
И, признавая заслуги Бориса Хлебникова в проторении незаезженного жанра, нужно ожидать, что инициатива режиссёра будет подхвачена и нас, в скором времени, порадуют целым косяком картин, где, вслед за деконструкцией нутра элитного ресторана, как это было в фильме «Пока ночь не разлучит», публика получит представление об устройстве автомойки, бензоколонки, платного туалета, строительного рынка.
Будни офиса или загородного особняка – скучны и сотню раз показаны, необходимо идти дальше, осваивая серые зоны повседневности, с которыми сталкивается каждый из нас, но, пользуясь услугами затянутого в униформу персонала, преимущественно выходцев с Недальнего Востока, не задумывается, что, под брендированными комбинезонами, бьются истерзанные человеческие сердца.
Единственное, от чего стоит предупредить уже взявших низкий старт продюсеров, вдруг обнаруживших непаханое поле, которое непременно взойдёт призами и наградами, это от повторения ошибок сценаристов «Пока ночь не разлучит» Александра Родионова и Бориса Хлебникова.
Обрадованные податливостью предлагаемого материала, который буквально вывалился со страниц еженедельника «Большой город», авторы впали в некоторую эйфорию, вследствие чего пропустили такой важный момент в сочинении сценария, когда чётко определяется, какой должна быть картина.
Иначе говоря, Родионов и Хлебников должны были решить для себя, станет ли «Пока ночь не разлучит» сюжетным кино или же им достаточно ограничиться импрессионистическим потоком. К сожалению для творцов, это – вопрос принципиальный, и, выбрав один из вариантов, придётся следовать ему до конца, не имея возможность соскочить в тот момент, когда захочется.
В итоге авторы, которые могли сделать нормальный полнометражный фильм, где внятно рассказывается заявленная в первых сценах история, что, в общем, правильно и для зрителя, и для проката, или же, напротив, могли снять тонкую, смешную, тревожащую короткометражку, построенную на выхватывании из гудящего и жующего потока лиц, ситуаций, биографий, выхватывании произвольном, не подразумевающем продолжения, заставляющем аудиторию домысливать, додумывать, превращая в соучастника, сотворца, пошли по наихудшему пути.
Родионов и Хлебников, забыв народную мудрость про гнилость компромисса, предпочли совместить обе альтернативы, накачав хронометраж до п/м, отказавшись при этом от полноценной наррации, когда все обозначенные сюжетные линии должны получить разрешение внутри экранного действа, а картина обрести осмысленный финал, выражающий авторскую идею – наиболее полным образом.
Вместо этого нас ожидает часовая игра в напёрстки, когда поначалу, возвращаясь к одним и тем же персонажам, продлевая заявленные линии нескольких героев, нам сигнализируют, что мы имеем дело с настоящим сюжетным кино, где есть завязка, кульминация, развязка, где, в конце, нам разъяснят, для чего мы смотрим на это мельтешение малосимпатичных физиономий, вникаем в их жизнь, отыскиваем внутри себя сочувствие и заинтересованность.
Когда же подступает время платить по счетам, отвечая на зрительские ожидания, авторы, которым, очевидно, нечего сказать, но выкручиваться как-то надо, прибегают к примитивному трюку, заставляя всех персонажей из числа тех, кто находится в ресторанном зале, ввязаться в яростную драку, чтобы гасить без разбора своих и чужих – на глазах вывалившей с кухни тюркоязычной обслуги, снимающей этот содом на мобильники.
На этом массовом рубилове, где посетители дорогой едальни выглядят реальным зверьём – на фоне скромным, трудолюбивых, преданных, изобретательных, обаятельных гостей из Азии, «Пока ночь не разлучит» обрывается, оставляя в крепком недоумении: «И к чему всё это? Если бы минут на сорок короче – цены бы фильме не было, а так…»