Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Изучение истории Советского Союза,
в числе прочего, предполагает разрешение вопроса о датировке того идейного слома, который предопределил финальный крах всей системы. Окончательное определение цифр, когда речь идёт о такой тонкой материи, как общественные настроения, вряд ли возможно, но кое-какие реперные точки всё же нащупываются.
На помощь тут приходит, как ни странно, кинематографическая статистика, а точнее та её часть, которая относится к так называемой Кинолениниане, т.е. картинам, так или иначе связанным с жизнью и деятельностью вождя мирового пролетариата.
Это только на первый взгляд может показаться, что игровые фильмы о Ленине и про Ленина снимались в СССР десятками штук ежегодно, на самом деле, их количество существенно меньше, а, значит, оперировать с такими данными довольно просто.
Потому, если мы возьмём весь массив Киноленинианы и, для удобства изучения, разделим его на несколько частей (фильмы собственно о Владимире Ильиче, фильмы, где он лишь принимает участие, фильмы-спектакли) и сгруппируем каждую из этих частей по хронологическому признаку, то у нас обнаружится очень любопытная картина.
Зародившись как устойчивый жанр в 30-е годы, Кинолениниана, обеими своими рукавами (о вожде и с участием вождя) до смерти Сталина влачила довольно скромное существование – по вполне понятным причинам: двух солнц на одном небосклоне быть не должно.
Где-то с середины 50-х наблюдается всплеск: восемь фильмов с участием Ленина и два – о нём. В следующем десятилетии картина ещё резче: 12 фильмов о вожде и 11 – с его участием. Это – абсолютный рекорд, больше таких показателей в советском кино не будет никогда.
Шестидесятые заканчиваются, наступают семидесятые. Как обстоят дела на ленинском фронте? Фильмы с участием вождя снимать продолжают, не особо теряя в цифрах (восемь наименований), а вот картины, посвящённые непосредственно Ленину, переживают невообразимый спад: в 70-е таких была сделана всего одна, причём носила она явно политически конъюнктурный характер.
Что означают все эти скачки? Кинематографисты, которые являются передовым отрядом советского креативного класса, проходя эволюционные витки раньше и быстрее более косных литераторов и музыкантов, внезапно полностью теряют интерес к фигуре Владимира Ильича. Если, десятилетие назад, он был важен для них не только по соображениям карьерным (фильм о Ленине – это зелёная улица и одновременно признание квалификации; Барнету, например, не разрешили в своё время касаться этой темы), но и – художественным, то теперь его, как фигуры, требующей осмысления, толкования, исследования, просто не существует.
Единственным, кто сохранил верность вождю, был один из основоположников жанра – семидесятилетний Сергей Юткевич, который, уже в следующем десятилетии, выпустил последний фильм советской Киноленинианы «Ленин в Париже», тем самым символически закрыв целое направление, правда, тогда об этом никто не подозревал.
Молодёжь же Владимира Ильича сторонилась. Этот факт, разумеется, должен был насторожить киношное начальство, но, видимо, не насторожил по той причине, что сама формулировка проблемы (авангард советского искусства ментально переродился и отказывается припадать к духовным основам, на которых стоит вся громадная конструкция социалистической Сверхдержавы) выглядела как готовое обвинение в клевете на общественный и государственный строй.
Словом, нездоровые настроения киносообщества, настроения, фиксируемые более чем объективно, с математической строгостью, проморгали все надзорные инстанции – и Госкино, ЦК КПСС, и КГБ. Дальше оставалось только дать им выплеснуться, чтобы процесс пошёл по-настоящему. Это и было сделано, когда в мае 1986 года собрался Пятый съезд кинематографистов.
Потому, возвращаясь к вынесенному в начало вопросу, первую фазу идейного слома можно смело относить к рубежу 60-70-х годов.
Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Одной из, как теперь становится понятным, важнейших сфер, где Советский Союз категорически проигрывал Западному миру, была область развлечений.…

  • (no subject)

    Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» полезен в качестве пособия начинающему беллетристу как иллюстрация того, что книгой должна владеть одна мысль,…

  • (no subject)

    Роман Мориса Симашко «Маздак», вышедший в 1971 году, т.е. в то время, когда советского человека, уже накопившего первый жирок в период…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments