Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
"Игра в кино".
Книга, как указано в аннотации, лирических мемуаров Эдуарда Тополя, посвящённых его работе в советской и несоветской кинематографии, написанная легко, завлекательно и страстно, а потому, по крайней мере, поначалу проглатываемая - безо всякого сомнения и сопротивления, любопытна вот чем.
На примере "Игры в кино" можно очень чётко, очень наглядно отследить, как сочинявшийся в рамках жёсткой концепции текст, сопротивляясь авторским намерениям, выдаёт то тут, то там противоречающие замыслу детали таким едким образом, что всё тщательно возводимое здание принимается рушится - с каждой новой страницей рассыпаясь всё быстрее и быстрее.
Итак, какую схему положил Эдуард Тополь в основу своих мемуаров? В те годы давние глухие работал в советском кино талантливый и трудолюбивый сценарист, пробивавшийся изо всех сил наверх. Против него было всё: государственный антисемитизм, интриги коллег, бездарность режиссёров, административные препоны, отчаянное безденежье, доходящее до нищеты, бездомность и т.д. Сценарист этот жил на самом краю, у него не было ничего, кроме его дара и веры в себя; судьба не раз загоняла его в угол; но каждый раз, уже прижатый к стенке, почти раздавленный, он находил в себе силы бороться и побеждать, выдавая сценарии, один другого лучше, проламывая студийные, партийные, учрежденческие стены, останавливая шестерни бюрократической машины, завоёвывая и покоряя женские сердца...
Первые главы этот вдохновенный гимн самому себе воспринимается с почтением и завистью; чуть погодя, когда новый сюжетный виток удивительно напоминает предущий (полный аллес вокруг; денег нету ни копейки; надо написать или сдохнуть; параллельно - бешеный роман с оккупацией всех поверхностей), возникают некоторые сомнения - уж больно ладно крутится пластинка.
Сомнения усиливаются, когда принимаешься сличать хронологию. Тополь, сочиняя свой автобиографический роман, допустил серьёзную промашку, когда, во-первых, зашифровал не всех действующих лиц, сохранив слишком многим их подлинные имена, во-вторых, оставил некоторые ключевые даты, которые, выстроившись в ряд, категорически не бьются друг с другом.
Так, например, Тополь, что вряд ли могло получиться даже у Мефистоля, умудрился в один и тот же день быть в Вильнюсе, столице тогда Литовской ССР, где работал над фильмом "Открытие", и в Ленинграде, где на худсовете обсуждался его киноповесть "Любовь с первого взгляда".
Но и это ещё не все его таланты. По одной версии, он, вернувшись из Вильнюса в Москву, продолжает свой роман с некой французской актрисой - в марте месяце 1973 года, по другой: в то же самое время пишет с Резо Эсадзе режиссёрский вариант сценария.
Однако путаница с датами - это только половина беды: за давностью лет нетрудно растерять порядок в собственных воспоминаниях; есть вещи куда серьёзнее. Через всю книгу красной нитью проходит драматический сюжет о бесконечно трудном финансовом положении её автора в годы сценарной работы.
Эдуард Тополь, отдавая всего себя советской кинематографии, буквально голодал и холодал. Очень показателен в этом отношении его рассказ о том, как жарким летом 1972 года, заняв у четы Миронеров сорок рублей, Тополь на эти самые сорок рублей, который составляли весь его наличный капитал на белом свете, написал за месяц уже упоминавшуюся киноповесть "Любовь с первого взгляда".
(Заметим, впрочем, в скобках, что, в другой главе, Тополь излагает иную версию того, чем он занимался летом того года: в Дом творчества в Болшево им переписывался сценарий "Открытия", который был принят Свердловской студией).
Итак, зафиксируем первую реперную точку: лето 72-го у Тополя ни копья. Спустя более полугода (март 73-го), когда Эдуард Владимирович принимает у себя в гостях французскую актрису, у него тоже негусто с деньгами: чтобы достойно встретить гостью, он вынужден занимать у всех своих приятелей, набирая трёхзначную сумму. Это вторая точка.
Теперь точка третья и последняя. Осень 1974 года: Эдуард Тополь - владелец автомобиля "Жигули" зелёного цвета. Т.е. за два года нищеброд и голодранец, неудачник и бродяга каким-то чудесным образом сумел поднять не только восемь тысяч рублей, но и умудрился выбить себе право на покупку сверхдефицитного товара, если дело проходило на первичном рынке, либо, дав энную сумму сверху, взять почти нулёвую "Жигу" на вторичке.
Характерно, что более чем словоохотливый Тополь, когда дело касается проявлениям им пробивных способностей, не устающий подчёркивать, что он, в условиях советской распределительной системы, мог достать даже Луну с неба , обходит стороной этот, без сомнения, небезыинтересный момент.
Словом, подводя итог, Эдуард Тополь был вполне себе успешным советским кинодраматургом (его первую работу приняли к постановке на "Мосфильме", главной студии страны, спустя всего лишь год после того, как он окончил сценарный факультет ВГИК), чьи картины, за то время, пока он оставался в профессии, запускались, в среднем, каждые полтора года, чей месячный доход составлял примерно 300 рублей в месяц, что было в два раза выше, чем в среднем по стране.
Единственной его проблемой было несоответствие его амбиций и получаемого результата: Тополь метил разом в высшую сценарную касту, куда путь был непростым, а главное, некоротким. Эдуард Владимирович, став напарником популярного в ту пору Владимира Рогового (их второй совместный фильм собрал сорок пять миллионов зрителей, немного не дотянув до легендарных "Офицеров"), был на верной тропинке.
Но - сорвался, уехал, попытался устроиться в Голливуде. Статистика красноречива: в тоталитарном СССР, в условиях государственного антисемитизма, у Тополя состоялись семь картин (не все выходили сразу, некоторые с задержкой, но, за исключением "Ошибок юности", где, один за одним, эмигрировали и автор сценария, и режиссёр, всё же добирались до экрана); в свободной Америке - ни одной.
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    О миролюбии. Годы, проведённые в детском саду, в средней школе (высшая школа, пожалуй, на это оказывает меньшее влияние), формируют одну любопытную…

  • (no subject)

    Году в 87-м мы всей семьёй отдыхали в славном районе южной столицы России – местечке Хосте. Время тогда было советское, пансионатов на всех не…

  • (no subject)

    В одной из студенческих компаний столкнулся за столом с Мариной – вертлявой, капризной, непрерывно смолящей девушкой, в недорогом костюме, заметно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments