Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
"Фома Гордеев"
Пересматривая сейчас, на третьем десятке второго издания российского капитализма, этот фильм Марка Донского, отмечая изумительные актёрские и операторскую работы, с любопытством обнаруживаешь, насколько твоё нынешнее восприятие всей этой волнующей и Горького, и Донского проблематики отличается от того, что было полвека назад, когда лента выходила в прокат.
В чём суть несовпадений? По сюжету, Фома Гордеев - наследник миллионного состояния, которое сколотил его отец, кряжистый волжский купец Игнат. Но сын не пошёл в родителя, и ему всё это богатство - только обуза, тяжкие оковы, мешающие жить вольно, свободно, по-настоящему.
Такова сюжетная расстановка позиций, в этом - суть основной коллизии картины, разрешению которой и посвящена эта горьковская экранизация. Однако тонкость в том, что Донской, следуя за автором в главном, не показывает зарождение у Фомы той экзистенциальной тоски, что приведёт героя к печальному финалу, ограничиваясь констатацией её наличия: Фома уже язвлён ею, отчего - не слишком ясно.
Почему Донской не акцентирует внимание на эволюции Гордеева-младшего, выбрасывая всю мотивировочную часть - как тормозящую действие? Причина, видимо, заключается в том, что для зрителя 50-х, воспитанного в рамках сугубо антибуржуазной культуры, сама по себе принадлежность к эксплуататорскому сословию есть печать отверженности и греха.
Именно поэтому тогдашней аудитории нет необходимости дополнительно разъяснять, как Фома Гордеев дошёл до жизни такой, поскольку всякий мало-мальски достойный человек с молоком матери впитывает отвращение к богачеству, делячеству и прочим атрибутам отжившего общественного строя.
Однако, за истекший период, ментальное пространство существенно поменялось, и сейчас, обращаясь к той же горьковской повести, трудно обойтись без развёрнутого предисловия, в котором содержится ответ на естественный в нынешних декорациях вопрос.
Вопрос этот таков: отчего молодой хозяин крупной компании, дающей работу, хлеб и достаток сотням, а то и тысячам людей, успешной компании, существующей в сложной конкурентной среде, где приходится выживать не только за счёт коммерческих талантов, но и за счёт особых отношений с бюджетополучателями, отчего этот человек, не имеющий лишней минуты в своём бесконечно плотном расписании, вдруг полагает своё существование никчёмным и мечтает бросить всё к чертям и убежать куда глаза глядят?
Этот внутренний переворот, исходя из нынешних, более лояльных по отношению к представителям бизнес-сословия, умонастроений, придётся обосновывать серьёзно, причём настолько, что всё последующее повествование, сводящееся в картине к кутежам, загулам, однообразно плакатным диалогам и финальной вспышке на корпоративном банкете, поневоле окажется лишь примечанием к генеральной сюжетной линии, к рассказу о том, как человек, миллиметр за миллиметром, обнаруживает своё изгойство.
Такая нераскрытость духовной эволюции Фомы Гордеева, который, вопреки былинному бунтарству и склонности развязываться на всю катушку, одномерен и потому выглядит узупатором своего места - места главного героя, подчёркнуто диссонирует с маргинальной, но от того не менее содержательной и увлекательной, историей его несостоявшеся невесты.
Образ Любы, которые вначале читает умные книжки и общается со студентами, проникаясь революционными настроениями, т.е. проявляет себя сугубо передовой девицей, чуждой партиархальщины, а потом дрожит от страха, что сватающийся к ней жених, которого волнуют только капиталы будущего тестя, и она об этом знает наверняка, соскочит, - очень сильный и точный, один из лучших в картине.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments