Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Если вспоминать, какой именно фильм произвёл на меня самое сильное впечатление,
то речь должна идти о монументальной эпопее Михаила Ершова "Блокада", посвящённой обороне Ленинграда.
Воздействие это, что важно, не ограничилось чисто зрительскими переживаниями, когда картины ожесточённых сражений не отпускали в течение нескольких дней или недель, но имело продолжение, довольно необычное, едва не закончившееся трагически, в реальной жизни.
Первый раз я посмотрел "Блокаду" в шестилетнем возрасте. Спустя примерно пару-тройку месяцев после того, как фильм показали по телевидению, я гулял с двумя приятелями во дворе. Играть в песочнице, раскапывая чужие секретики, нам было скучно, и мы отправились за пределы квартала.
Обогнув крайний дом, мы втроём оказались у дороги, прежде грунтовой, по которой вот-вот должны были проложить бетонные плиты. Ещё вчера здесь были навалены кучи с песком, теперь же их не было: работающий в отдалении грейдер разравнивал их остатки, готовя площадку под укладку полотна.
Грейдер, покончив с дальним от нас краем, развернулся и направился в нашу сторону. Я не знаю, что именно сверкнуло тогда у меня в голове, но новая игра родилась мгновенно. Я представил себя советским солдатом, защищающим Ленинград, на которого двигался танк.
Потянув своих приятелей вниз, я распластался на земле и пополз навстречу грейдеру, представляя, что у меня в руках граната, которую надо будет точно метнуть под колёса вражеской машины. Гранаты не было, её роль должна была исполнить горсть песка.
Грейдер приближался, мы ползли по рифлёным глубоким следам, вытягиваясь, как ящерицы. Ещё немного, и можно было уже бросать, чтобы тут же откатиться в сторону. Вдруг грейдер остановился. Из него выскочил мужчина и с громким отчаянным криком кинулся в нашу сторону.
Мы, испугавшись, вскочили на ноги и попытались скрыться. Мужчина нагнал нас, схватив двоих, меня в том числе. Он крепко встряхнул нас, пообещав отвести к родителям и всё рассказать. Положение было безвыходное: пойманные на месте, мы вряд ли бы сумели придумать фальшивый адрес на другом краю квартала, чтобы потянуть время и получить возможность сбежать по дороге.
Но мужчина внезапно сжалился над нами: может, у него прошёл запал, а, может, ему надо было успеть закончить работу, пока не стало совсем темно. Словом, он нас отпустил. Вырвавшись из его рук, мы тут же разбежались - каждый в свою сторону.
Насколько помню, это была наша последняя совместная прогулка: пережив такой стресс, мы не стали ближе, но, напротив, отдалились друг от друга. Наверное, это было правильно: связанные неприятным воспоминанием, мы рано или поздно бы перессорились и признались бы в содеянном родителям, а так каждый сохранил эту небольшую тайну.
Все эти годы я, изредка вспоминая этот эпизод, довольно легкомысленно относился к чувствам водителя грейдера, и уже только сейчас до меня начинает доходить тот ужас, что охватил несчастного мужика, которому оставалось совсем немного до завершения смены, когда ему под колёса шустро полезли три пацанёнка - целенаправленно, сами, только успевай наматывать...
Tags: "За жизнь"
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments