Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Прежде, по вполне объяснимой наивности, я воспринимал фильм "Москва слезам не верит"
как светлое, жизнеутверждающее, оптимистичное кино, которое очень полезно смотреть накануне Нового года - для укрепления надежд на всё несбывающееся и несбывающееся будущее.
И только, спустя время, пересмотрев картину трезвым взглядом, я, кажется, догадался, про что она. Сценарист Валентин Черных и режиссёр Владимир Меньшов сумели провернуть удивительный фокус, сняв крайне жестокую и абсолютно чернушную ленту о судьбе современной русской женщины из провинции, замаскировав её под сказку о немолодой Золушке, которая очень много страдала, но однажды всё-таки нашла своё счастье.
Итак, каков же на самом деле идейный посыл фильма "Москва слезам не верит"? Он прост и категоричен, как приговор военно-полевого суда: человеку судьба его спущена с верху и совершенно бессмысленно пытаться её переломить, переупрямить, будет только хуже.
Иначе говоря, если ты - простая русская баба, не профессорская дочь, не коренная москвичка, то знай своё место, найди себе такого же простого, без затей мужика и всё у тебя сложится нормально, как у людей. Если же ты, обуянная гордыней, решишь претендовать на нечто большее, вываливаясь из предназначенной тебе колеи, то ждут тебя беды, заботы, терзания и - одиночество, куда без него...
Разумеется, мне могут возразить, что, показывая истории трёх героинь, авторы, не жалея амбициозную Людмилу, которая вроде бы заскочила в идущий до станции "Полная чаша" экспресс, но потом была вынуждена сойти, всё же прочерчивают светлую альтернативу в виде позднего, но страстного романа директора комбината Катерины и талантливого слесаря Гоши.
Да, прочерчивают, завораживая стосковавшегося по хэппи-энду зрителя, но, если всмотреться внимательнее, благостный финал под песню четы Никитиных должен вызывать не умиление, а, как минимум, тревогу, поскольку камера оставляет наедине двух человек с очень серьёзными проблемами, отправленными, на истеричной волне только стартовавших отношений, под спуд.
Впереди у Гоши и Кати не просто не идиллия всю жизнь искавших друг друга половинок, но длительная и безжалостная борьба за первенство, за право принимать окончательное решение, говорить последнее слово. Напуганная первым крупным демаршем, Катерина некоторое время будет вынуждена прятать своё мнение, во всём соглашаясь с закомплексованным Гошей, готовым каждому встречному-поперечному кричать, что он мужчина, но долго это добровольное самоограничение не продлится.
Конфликт станет неизбежен. Разрешаться он будет уже опробованным способом: Гоша убегает из дома и исчезает на несколько дней. Сколько именно раз он сумеет провернуть эту операцию, не слишком ясно, но рано или поздно возникнет развилка: или Катерина, наплевав на гордость, достоинство и самость, превращается в тень Гоши, который, для закрепления результата, заставит её уйти с работы, или, в один прекрасный день, Гоша обнаружит, что у дверных замков поменяли личинки.
Наиболее вероятен второй вариант: наигравшись в добрую послушную жену, Катерина заскучает по утраченной свободе, тем более что её ждёт новый мощный рывок в карьере. В фильме об этом не упоминается, но понятно, что Катерина, возглавляющая не последнее предприятие в Москве, - член КПСС.
До сих пор по партийной линии ей мешал продвигаться статус матери-одиночки, теперь, став законной супругой, она устранила это препятствие, а значит, ей прямая дорога в московский горком - в отдел промышленности, а оттуда не далеко и до персональной "Волги", распределителя и захватывающего дух вида с властного Олимпа. Какой уж тут Гоша с его регулярными взбрыкиваниями на почве собственной несостоятельности...
Словом, дорогие русские женщины, слушайте свою любимую песню "Валенки", Черных и Меньшов знают, о чём говорят.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    О том, как не надо защищать Бориса Николаевича. Довелось прослушать небольшой монолог крепко постаревшего Жванецкого в похвалу Первого президента…

  • (no subject)

    Попался на глаза выпуск передачи «Час пик» от 9 июня 1994 с участием Егора Гайдара. С момента выборов в Первую Государственную Думу прошло чуть…

  • (no subject)

    Просвирнин. Вторым поводом посетить ток-шоу с членами Комитета 25 января было желание увидеть живьём Егора Просвирнина, чтобы сопоставить два образа…