Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

"Анна Каренина".
Выход иностранной картины по классическому русскому роману должен настораживать всякого, кто трепетно относится к отечественному культурному наследию, заставляя заранее принимать боевую стойку и распечатывать патронный ящик с увесистыми проклятиями по адресу забугорных фильмоделов.
"Анна Каренина" нынешнего извода подходит для таких манипуляций идеально: одним касанием оказываются задеты столь трепетные патриотические струны (Толстой, пореформенная Россия, хрестоматийные персонажи и коллизии, прежние экранизации), что уже нет нужды в собственно просмотре, хулу можно извергать, едва ознакомившись с афишой.
Однако британский режиссёр Джо Райт, дерзнувший посягнуть на святое, оказался не только не робкого десятка парнем, но, не желая оставаться в памяти зрителя лишь безоглядной отвагой, сумел, обнаружив недюжинный ум и такт, проявить себя как талантливый и проницательный постановщик.
Райт, решаясь на почти безнадёжное предприятие, понял одну очень важную вещь: ему, даже привлекая всю мощь кинокомпании "Юнивёрсал", не удастся воссоздать на экране Россию позапрошлого века - во всём её объёме и красоте. Это совершенно бессмысленное занятие, от которого следует отказаться с самого начала.
Заходить необходимо с другого конца, превращая русский роман в универсальную историю, лишая её национального колорита с тем, чтобы, взамен, получить максимальный зрительский охват. Как это сделать? Перевернуть традиционную экранизационную манеру, поместив действие на театральную сцену, заключая его тем самым в большие кавычки.
Этот путь, избранный Райтом, возможно, по наитию, оказался поистине благотворным. Поместив зрителя в партер, режиссёр не просто подчёркивает условность происходящего, но одновременно снимает все возможные упрёки по поводу анахронизмов и несоответствий: мы видим не Россию толстовских времён, перед нами игра в эту Россию, игра нарочитая, не скрывающая своего характера, откровенная и дразнящая.
Следовательно, приняв предложенные Райтом правила, можно не только избавиться от постоянного отвлекающего возмущения (сановный Каренин носит погоны поручика какого-то странного то ли артиллерийского, то ли сапёрного прибора), но и сосредоточиться неотзывно на рассказываемой сценаристом Томом Стоппардом истории.
Единственное, что смущает в избранной Джо Райтом технологии, это несколько выпадающие из стилистического ряда немногочисленные натурные сцены, которые, будучи маломотивированными, легко заменялись декорациями, более чем уместными в рамках программируемой театральности.
Кроме того, очень жаль, что Райту не довелось воплотить перспективную задумку, этот захватывающий дух аттракцион со снятыми одним кадром эпизодами, превратив весь фильм в лишённое склеек сквозное действо, как это, собственно и происходит на подмостках...
А сосредоточиться на истории стоит, потому что картина Джо Райта - это чрезвычайно неожиданная в наш феминистический век манифестация патриархального начала, демонстрация, казалось бы, давно похороненных архаических ценностей, тотальное посрамление идеологии гедонизма.
Какую чудовищную, с точки зрения господствующей политкорректности, контрабанду проносят на экран создатели картины?
Есть некая замужняя женщина, у которой растёт чудесный ребёнок. У неё всё в жизни хорошо, всё устроено. Но Дьявол не дремлет. Он подсылает к ней искушение в виде прекрасного юноши, молодого гвардейского офицера. Женщина, принимая это искушение за Любовь, отдаётся соблазну и губит - не только свою честь или репутацию, губит свою душу.
Тот бес похоти, который сидит в каждом из нас и которому каждый из нас сопротивляется как умеет, полностью овладевает несчастной Анной, следствием чего становится череда поистине страшных поступков. На пороге смерти она готова сознавать свою греховность, но стоит ей отойти от края, Анна уже не владеет собой, влекомая бесом: она отталкивает простившего ей всё мужа, она отказывается от сына, долг, совесть, материнскую любовь ей заменяет сладострастие.
Однако Дьявол по-прежнему начеку. Добившись того, ради чего превратила свою прежнюю жизнь в руины, соединившись с Вронским не только телесно, но и территориально, Анна не чувствует себя счастливой. Согрешив, она перерождается, превращаясь в злобное отталкивающее существо, которое боится всего и вся.
В чём причина этого страха, этой агрессии? До своего падения Анна, будучи честной и доброй, и в остальных обнаруживала прежде всего эти качества. Теперь же, после длинной череды отвратительных поступков, она видит вокруг отражения самой себя - цепляющихся за постыдные удовольствия грешников, у которых нет будущего, есть только неверное, истерическое настоящее.
Казалось бы, Анна нравственно погибла окончательно. Но даже в этой потерянной душе, в этой взвинченной самке, в этой ревнивой блуднице есть ещё силы, чтобы если не исправить, потому что назад нет дороги, то хотя бы прервать это превратившееся в ад существование, и Анна казнит себя, назначая жестокое и мучительное наказание.
Самоубийство Анны - это не только восстановление общинной справедливости, но и очень светлый, жизнеутверждающий поступок, поскольку, после её ухода, все остальные герои словно бы вырываются из затхлой, душной, тягостной атмосферы, которую провоцировала Анна, на простор и свободу.
Единственный, кто оплакивает Анну, это Стива - человек одной с ней скверной породы. Каренин, который теперь воспитывает не только сына, но и дочь Анны от нечистой связи, весь в белом, единственный раз за фильм, наблюдает за игрой резвящихся в траве своих детей. Он покоен и счастлив, как может быть покоен и счастлив человек, исполнивший свой долг и отвергший соблазн. Он вознаграждён по заслугам.
Все вознаграждены по заслугам.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments