Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Книга Сергея Добротворского "Кино на ощупь",
посмертный сборник статей, выпущенный его коллегами, погружает в середину 90-х годов, когда автор плотно сотрудничал с "Коммерсантом", которые, оказывается, были не только лихим десятилетием, но и, примерно до августовского кризиса, могут считаться "золотым веком" отечественной кинокритики.
Поводов так утверждать, как минимум, несколько. Во-первых, изменение положения критического цеха внутри отраслевой иерархии: в серьёзных газетах появляются очень сильные киноотделы, состоящие из амбициозных людей, подстёгиваемых высокой культуртреггерской миссией.
Во-вторых, в отсутствии торрентов, специализованных сайтов, в условиях распада прокатной системы и дефицита профильной литературы, особенно в том, что касалось систематизированных данных, квалифицированный критик обладал действительно уникальными знаниями, настоящим эксклюзивом.
В-третьих, падение Железного занавеса поставило на повестку дня скорейшее приобщение к прежде полузакрытой культуре, вследствие чего публика искренне жаждала просвещения, с энтузиазмом погружаясь, например, в историю мирового кинематографа.
Существовал запрос, и этот запрос требовал адекватного отклика. Соответственно, та короткая эпоха породила интересный и, видимо, единственный в своём роде формат киноликбеза, когда два соперника за внимание аудитории - бумажные СМИ и телевидение - выступали единым фронтом.
По ТВ, преимущественно в ночное время, шли показы нашей и зарубежной классики, частично уже виденой, частично вовсе не знакомой, а в газетах, накануне сеанса, появлялись статьи, в которых не только рекомендовалось нечто посмотреть, что уже само по себе, учитывая рост количества каналов, было полезно, но и настраивался ракурс.
Поскольку, при рецепции мирового наследия, принимая во внимание двойную культурную пропасть между фильмом и зрителем (архаичные, для непосвящённого глаза, художественные формы и контекстуальная девственность), "как смотреть" имеет не меньшее значение, чем "что смотреть", эти предварительные разъяснения ставили аудиторию 90-х годов в привилегированное, по сравнению, например, с нами, положение.
Очень показательна в этом отношении колонка того же Добротворского, посвящённая фильму Эрмлера "Она защищает Родину", вызывающему одним своим названием зубовный скрежет у всякого неприятеля советской эпохи.
Критик понимает, что предубеждение против картины велико, что переломить настроение будет непросто, однако, даже действуя в столь неблагоприятных условиях, ему удаётся заронить зерно интереса, пусть и провоцируя низкого сорта любопытство.
Главное, что при этом достигается цель: Фридрих Эрмлер, из пропитанного нафталином советского кинобонзы, который непонятно как ещё не вычищен из истории и памяти, превращается в дразнящую фигуру, на которую стоит потратить несколько украденных у сна часов.
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    Происходящее сегодня вызывает у меня сильнейшее дежавю, словно бы я провалился ровно на тридцать лет назад в весну 1990. Тогда «освободительная…

  • (no subject)

    Поразительно, конечно, как за считанные месяцы и даже недели вся изумительно выстроенная пирамида современной жизни скатилась в архаику. Вся…

  • (no subject)

    В последнем фильме Алексея Германа-младшего есть любопытная короткая сценка. Главный герой приходит в одну из больших ленинградских квартир, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments