Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Человек из ресторана».
Работа над этим фильмом, в основу которого легла повесть Ивана Шмелёва, для Якова Протазанова, по-видимому, чем-то большим, чем просто очередная постановка студии, поскольку, являясь своего рода машиной времени, позволяла вернуться в эпоху раннего русского кино, где не было комиссаров, нэпманов и красных снайперш, но были богатые совратители и их беспомощные жертвы, обречённые, невинные и прекрасные.
Дореволюционные фильмы достаточно подробно изучили эту коллизию, явив множество вариантов попадания в западню, потому для Якова Александровича и его соавтора Олега Леонидова принципиально важным было, не скатившись в подражательство, не сорвавшись в волюнтаризм, создать такую ситуацию, где встреча состоятельного распутника и чистой отроковицы не вызывала бы нареканий своей надуманностью.
Чтобы это реализовать, Протазанов и Леонидов предпринимают чрезвычайно долгий, на иной взгляд, чересчур подробный заход, занимающий примерно половину картины, заключающийся в постепенном разворачивании житейских обстоятельств, не слишком значительных по отдельности, но, взятые в одной цепи, впчатляющих стройностью и красотой замысла, когда ни к одному звену невозможно предъявить претензии в нарочитости.
Итак, в московском ресторане «Яръ» официантом служит немолодой мужчина по фамилии Скороходов (Михаил Чехов). У него есть жена, дочь-гимназистка Наташа (Вера Малиновская) и сын, который воюет на фронте в 171-м пехотном полку.
Скороходов – единственный кормилец в семье; он человек честный, у клиентов, которые кутят в ресторане как перед концом света, не ворует, потому лишних денег в доме не водится. Опять же надо платить за учёбу дочери в гимназии и за её занятия музыкой – девушка играет на скрипке.
В мирное время можно было рассчитывать при таких доходах и расходах свести бюджет, но на дворе зима 1916-17. В один из дней Скороходову приносят похоронку на сына: удушен газами. Получив это известие, с тяжёлым приступом слегает жена. После месяца мучений она умирает.
Болезнь матери заставляет дочь пропускать занятия в гимназии, а траты на лекарство и доктора опустошают семейную мошну. Наташу исключают из учебного заведения – без возможности восстановления.
Долги растут, и Скороходов, находясь в безвыходном положении, решает найти дочери работу, устроив её в ресторанный оркестр, скрыв, что он отец Наташи: во-первых, это деньги, во-вторых, девочка будет постоянно на глазах, под надзором, чтобы с ней не дай Бог чего.
В первый же вечер, когда Наташа занимает своё место среди более опытных и разбитных скрипачек, фабрикант Карасёв (Михаил Нароков) обращает внимание на новенькое личико, а значит, та самая встреча, ради которой затеивалась столь тщательная предыстория, состоялась.
Однако на этом сценарные удачи не заканчиваются. Для того, чтобы состоялась вторая часть картины, необходимы три вершины треугольника. Две, Наташа и Карасёв, уже есть; осталось найти молодого и крепкого духом мужчину (Скороходов телесно слаб и забит), который сможет бросить вызов денежному тузу.
И такой мужчина, конечно же, находится. Им оказывается письмоводитель военно-промышленного комитета Соколин (Иван Коваль-Самборский), который снимает у Скороходовых комнату: после смерти матери освободилась жилплощадь, дали объявление, пообещав бонусом самовар, отклика долго ждать не пришлось.
Наташа и Соколин быстро проникаются друг к другу симпатией – на почве совместного разжигания самовара. Наташа жалуется, что ей приходится несладко от бессовестных домогательств; Соколин ведёт себя по-рыцарски, вызываясь провожать девушку с работы.
Треугольник сложился, интрига завертелась, дальнейшее, учитывая характер нахрапистого предпринимателя Карасёва, который не гнушается ничем, добиваясь своей цели, особых проблем не представляет: знай себе – придумывай покруче повороты.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments