Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
"Два мохито под дождём".
В отечественном издательском бизнесе работают очень странные люди, которые, по-видимому, совершенно не читают поступающие им рукописи, а отправляют их в печать не глядя, впрочем, снабдив их теми названиями, которые, как им кажется, будут способствовать продажам.
Только этим и ничем иным можно объяснить то обстоятельство, что злой и абсолютно бесчеловечный роман Лены Миро, который, по уму, должен называться "Стальная сука", озаглавлен настолько приторно, насколько и бессмысленно, нагло обманывая и читателей, и, главным образом, читательниц.
"Два мохито под дождём" - это не милая романтическая история о симпатичных возлюбленных, это - резкое, динамичное, чрезвычайно циничное повествование о людях, которые рвут друг у друга из горла кусок, не стесняя себя никакими ограничениями.
Это ещё не жесть, собственно убийств и прочей расчленёнки в книге нет, но ничего светлого и жизнеутверждающего Лена Миро своей аудитории не обещает - за исключением пота, крови, слёз и вечного стресса. Впрочем, обещанное автором - издержки среды: в мире больших денег клювом не щёлкают.
Однако всё это выясняется чуть позднее, а, когда открываешь роман, то ждёшь традицонной женской прозы - с её долгим разгоном и тщательными подробностями, слегка раздражающими излишней наблюдательностью. Лена Миро эти ожидания обламывает, резво раскручивая фабулу едва ли не с первой страницы - не в прологе, где можно написать всё что угодно, но непосредственно в тексте, когда пиздострадания жены миллиардера Забелина (ах, он меня игнорирует) сменяются понятной и увлекательной коллизией - у мужика пытаются отнять бизнес.
Далее следует самая интересная треть книги, посвящённая тому, как главная героиня по имени Мальвина помогает своему мужу, которого мысленно называет с нежностью "Скотина", этот бизнес сохранить. У Мальвины это, понятное дело, выходит с блеском, однако, вместо благодарности, она получает предательский удар: Скотина серьёзно гуляет налево.
Остальные две трети романа отведены тому, как Мальвина сначала теряет благоверного - вплоть до развода и смехотвороного ежемесячного содержания, а потом возвращает, замутив многомесячную интригу, в которую вовлечены почти все персонажи "Два мохито" - за исключением одного-двух.
Эти части, к сожалению, менее любопытны: высоко поднятая планка ощутимо снижается, что особенно чувствуется в финале. Вторая треть - там, где "негодяй, сволочь, подлец, любимый, навсегда любимый, всех за него порву" бросает Мальвину, не вызывает ответного эмпатического отклика, на который, видимо, рассчитывала автор, по причине нарочитости мотивировок: барышня выходила за деньги, деньги она получила, чего сейчас обманутую Джульетту ломать...
Последняя треть, при всей её прокламируемой сказочности (тут и двойники, и тайные желания, и сбыча мечт, и особняки, и эффектное разоблачение), оставляет неприятное ощущение безразмерного поддавка, бесчестного авторского подыгрывание любимой героине.
Прежде Мальвина справлялась со своими трудностями сама - своей волей, напором, хитростью, проницательностью. Следить за этим было истинное удовольствие. Теперь же она, плотно законтачив со спецслужбами, опираясь на всю их колоссальную мощь, собирается разделаться с более удачливой соперницей.
Спору нет, для Мальвины эта цель - важнее всего на свете, но для автора вовлекать в сюжет бойцов невидимого фронта, которые на равных спарингуются с лучшими разведками мира, только для того, чтобы из-под мужика вытащить одну бабёнку и засунуть туда другую, есть некоторый перегиб.
Кроме того, мягкий отход Мальвины, как основного актора, на второй план незапланированно высвобождает повествовательное пространство, которое необходимо чем-то заполнить. Поскольку связанные с деятельной активностью героини события отсутствуют, автор прикрывает лакуны смс-перепиской и комментариями в блогах. Это, при всей забавности приёма, фо-па.
И напоследок пара дружеских советов. В эпилоге романа делается прозрачный намёк, что возможно скоро появится продолжение "Два мохито", где схватка Забелина и Мальвины будет продолжена. При всей соблазнительности сиквела от этой идеи следует отказаться.
Причина отказа проста: персонажи выдоены досуха, ещё раз прокрутить аналогичную фабулу (Забелин соскочил, Мальвина поймала его за рога и вернула в стойло) просто не получится. В уже написанном романе сюжет - к завершению - ощутимо хромает, в связи с чем приходится вовлекать в процесс загадочных генералов Иван Иванычей и прочую опереточность; следующая же книга элементарно рассыпется - едва начавшись.
И второй. Поскольку Лена Миро - автор начинающий, то её так и подмывает поделиться с читателями всём, что она когда-либо узнала или услышала. Это желание вполне понятно, вот только порой выливается оно в нескончаемую скороговорку, когда крайне перспективные сюжетные ходы (например, казус с Геной, который оказывается Максом) или великолепные комические отступления (взять хотя бы сталеваров нетрадиционной ориентации) не получают должного развития и оформления, выстреливая в пустоту.
Уверен, что довольно скоро, с приобретением опыта, когда в душе возникает расчётливая писательская скупость, не позволяющая пропасть даже самому завалящемуся "бояну", эта распахнутость пройдёт. И, тут должен был стоять пассаж о безоблачном профессиональном будущем Лены Миры, но его не будет, потому что это самое будущее не кажется мне безоблачным.
Лена Миро, наверное, интуитивно выбрала для себя очень трудную, почти безнадёжную дорогу. Она - из вызывающей уважение гордости - отказывается писать для женской аудитории, которая недолюбливает бессердечных, напористых героинь, предпочитая им крошечек-хаврошечек, безответных Золушек. Но и мужчин, при всей стальнояйцевости стилистики, сугубо бабьи истории про реванш и посрамление изменщика вряд ли зацепят - тем более с таким косоруким ("Два мохито под дождём") маркетингом.
Что ж, посмотрим, как она справится.
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments