Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
"Андрей Рублёв".
О фильме Тарковского можно говорить очень долго, рассматривая разнообразные аспекты этой бесконечной работы, меня же в данном случае он интересует как образцовый ответ на вопрос, что такое настоящая драматургия и в чём она заключается?
Чтобы обнаружить этот ответ, следует обратиться к новелле "Колокол", наиболее совершенной во всей картине, откровенно просящейся за отведённые временные рамки, чтобы превратиться в самостоятельную ленту, явно затмевающую, по тщательности отделки и вложенному жару, большого "Рублёва".
В "Колоколе", среди нескольких сюжетных линий, многие из которых, к сожалению, едва прочерчены, есть и та, что связана с отношениями Бориса, центрального персонажа новеллы, сына помершего от чумы литейщика, которому Великий князь Московский доверяет исполнение важнейшего госзаказа, и его сверстника - Андрейки.
Борис, подросток, чудом избежавший смерти и потому теперь относящийся к жизни как к опасной и весёлой игре, вследствие чего, не имея соответствующих навыков, ввязывается в рискованное предприятие. Теперь под его началом множество людей разных профессий, которых он, пацан зелёный, которого перешибёшь соплёй, должен организовать, чтобы получить на выходе уникальное художественное изделие.
Борис со всех сторон окружён взрослыми - немногословными землекопами, суровыми колокольных дел мастерами, взвинченной князевой челядью. На него давят, его стращают, торопят, дёргают. Ему - в этом новом мире - непросто. Именно поэтому Борис так тянется к своему приятелю - Андрейке, чуть примороженному пареньку, который охотно следует за Борисом повсюду.
Андрейка - единственный родной человек для Бориса, оставшегося без семьи, без близких. Этого нет в картине, но легко предположить, что парни не только вместе работают, но и проводят досуг - купаются, дерутся, пугают девок: в конце концов, они не только князевы подрядчики, они ещё и подростки, которым только предстоит остепениться, обзавестить бородой и хозяйством.
Поздняя осень. Вот-вот пойдёт снег. Надо срочно заливать приготовленную форму, но мастера против: слой глины слишком тонок и металл может прожечь заготовку, пустив весь труд насмарку. Борис, которого поджимают сроки, настаивает. Подчинённые упираются. Борис, столкнувшись со стойким сопротивлением, обращается за поддержкой к Андрейке.
Андрейка - друг, если он станет на его сторону, мастера сдадутся, поворчав для порядку. Андрейка выступает против: он тоже считает, что заливать сейчас рано, что надо продолжать обмазку. Борис, получив в спину удар, срывается: ломающимся голосом он приказывает высечь Андрейку...
Всего одна фраза, одна реплика героя, которая, безусловно, подготовлена рассчитанным сюжетным движением, когда выстраивается паутина созависимостей персонажей, и перед нами - чрезвычайно резкий событийный поворот, который, что особенно ценно, разворачивается не в кадре, но за кадром.
Казалось бы, что такого, что Борис отправил строптивца под плеть, тем более что угроза возымела действие - и литейщики, неохотно и угрюмо, смирились с волей своего прораба? Но одно это действие рождает целый куст последствий.
Во-первых, мы наблюдаем финал истории о дружбе двух сверстников: совершив особо изощрённое предательство, Борис навсегда теряет доброго и верного Андрейку, вся беда которого в том, что он говорит, что думает, не пытаясь держать нос по ветру.
Во-вторых, если воспринимать "Колокол" ещё и как новеллу о превращении рядового человека в лидера, когда, вслед за получением формального статуса, приходят необратимые личностные изменения, эпизод с Андрейкой - это важный рубеж в становлении героя. Не научившись прогибать и нагибать, отрекаться и забывать, манипулировать и кошмарить, карьеры не построишь.
Именно и только так функционирует настоящая драматургия - при внешней скромности, намеренной негромкости, когда нет форсирования реплик и жестов, совершается нечто, что переламывает налаженный ход повседневности, отмечая категорические разрывы с прошлым, когда, по словам поэта, "отныне все мы будем не те".
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Проблема Донбасса, как её видят украинцы, может быть решена одним из четырёх способов. Первый. Прямое военное завоевание. Однако после августа 2014,…

  • (no subject)

    Ответ избранного президента Украины Владимира Зеленского действующему президенту России Владимиру Путину из турецкого города Бодрума производит…

  • (no subject)

    Пока на Украине и вокруг неё все увлечены гонкой Владимира Зеленского и Петра Порошенко за президентское кресло, в стороне остаётся второй…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments