Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
"Девять с половиной недель".
В молодые годы этот фильм Эдриана Лайна кажется всего лишь собранием эффектных эротических сцен, объединённых ускользающим сюжетом (познакомились, сплелились, разбежались), которые могут существенно расширить кругозор.
В зрелом возрасте, когда проблема сексуального раскрепощения стоит гораздо менее остро, "Девять с половиной недель" воспринимаются совсем иначе: это уже не классика клубничного кино, но очень мрачная и совершенно депрессивная картина, которую, не без тонкой издёвки над публикой, впервые выпустили в прокат аккурат 14 февраля.
Соответственно, опять же с возрастом, начинаешь понимать, в чём заключался подлинный режиссёрский талант Лайна, который, сумев укрыться за нарочитой провокативностью (оказывается, можно так и так, и так, и много как), рассказал именно ту историю, которую хотел, - историю о бесконечном одиночестве человека в большом городе, о его обречённости и заброшенности, об отсутствии у него какого бы то ни было утешения.
Т.е., как бы кощунственно это ни прозвучало, "Девять с половиной недель" - это абсолютно религиозная картина, которая, маскируясь под социально приемлемую эротику, задаёт зрителю очень неприятные и колючие вопросы, которые он, при иной подаче, отвергнул бы с ходу: "Кто вы такие, чтобы меня допрашивать об этом?"
Причём, и в этом опять же заключается мастерство Лайна, метафизический характер ленты не проявляется до самого финала: на протяжении почти всего экранного времени "Девять с половиной недель" представляется, в лучшем случае, поверхностной мелодрамой, и только сведение всех сюжетных линий в конце раскрывает истинное назначение фильма.
Итак, в каком положении мы находим главную героиню Элизабет, тридцатилетнюю сотрудницу одной из небольших картинных галерей, разведённую, бездетную, снимающую жильё на пару с коллегой? Если кратко, то это - полный жизненный крах, руины и пепелище.
За почти два экранных часа Элизабет умудряется:
1) Потерять подругу Молли, которая, хоть и делит с Элизабет кров, но искренне ненавидит её, завидует её успеху у мужчин и, воспользовавшись моментом, жестоко и прицельно мстит ей - мстит чисто по-женски, но оттого особенно болезненно.
2) Упустить Брюса, бывшего мужа, с которым, хотя они и развелись, отношения не прерывались, по крайней мере, Брюс не хотел их прерывать, доставая Элизабет своим вниманием. Теперь же Брюс, сойдясь с Молли, перешёл из категории "возможно, пусть не сейчас" в категорию "всё кончено".
3) Разочароваться в работе. Прежде Элизабет полагала себя важным элементом функционирования художественного мира, поскольку видела свою роль в том, чтобы быть посредником между талантливыми и неизвестными творцами и публикой. Теперь же этот самообман рассеялся, и Элизабет обнаружила, кто она на самом деле - шестёрка на подхвате у ушлых спекулянтов предметами искусства.
4) Расстаться с главной любовью своей жизни - с красивым, преуспевающим, неженатым Джоном, который не только замечателен в постели, щедр, ярок, но ещё и открывает для Элизабет возможность, пусть чуть погодя, перебраться из съёмной квартиры в нормальный буржуазный квартал, сменив её нынешнее богемное окружение и туманность перспектив на принадлежность к среднему классу и твёрдое будущее.
Словом, в финале мы обнаруживаем Элизабет загнанной в настоящее подполье, когда нет никого и ничего, за что можно было бы ухватиться, чтобы перетерпеть первые, самые тяжёлые, недели: так или иначе её оттолкнули все, даже родители, с которыми, как становится известно вскользь, у неё тоже нешуточный разлад.
Элизабет на грани. Что способно её удержать от рокового шага, когда жить не хочется и незачем? Перебирая возможные крючки, находишь единственный - вера, всё остальное не выдерживает тяжести переносимых страданий.
Именно к этой мысли и ведёт нас исподволь Эдриан Лайн, помещая свою фундаменталистскую проповедь в рассчитанную на восприятие секуляризированного зрителя форму, когда, чтобы достучаться, приходится проявлять чудеса иносказательности, снимая один ментальный блок за другим.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Максима «Бойтесь своих желаний: они могут сбыться» ещё раз подтвердилась, теперь уже кровавым и трагическим образом в истории Анастасии Ещенко,…

  • (no subject)

    Фильм «Горькая луна», который можно было бы истолковать как проповедь гуманизма, в действительности хорош иным, ибо на его примере барышни, из числа…

  • (no subject)

    Патриархальные ценности сейчас, сообразуясь с духом времени, принято третировать, но, если присмотреться, настолько уж они ужасны, как о том любят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments