Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

"Легенда № 17".
Лента Николая Лебедева о хоккеисте Валерии Харламове, продолжающая открытую "Адмиралом" линию картин о наших великих соотечественниках, без чьих имен невозможно представить минимально честную историю России, существует в двух параллельных измерениях.
В отношении идеологическом это - несомненный успех и очень обнадёживающий опыт касательно создания у нас того важного для воспитания гражданина класса фильмов, в которых демонстрация флага державы (бывшей, нынешней, не суть важно) и исполнение её гимна отзываются приливом искренних патриотических чувств, за которые не нужно стыдиться.
Т.е. телеканал "Россия 1" сделал совершенно правильную ставку на этот проект, получив на выходе абсолютно государственническое кино, которое, впрочем, не обошлось без некоторого количества реверансов в сторону антисоветски настроенной публики (злые коммунисты травят хоккейного гения; тот факт, что хоккейный гений получил от тех же злых коммунистов исключительное право "первой ночи" в пределах всего СССР, подаётся как нечто само собой разумеющееся), что, безусловно, правильно, поскольку бдительность либеральной цензуры умные продюсеры обязаны обходить на раз.
Более того, создатели фильма сумели пойти ещё дальше, сотворив не только идеологически правильное кино, но ещё и политически ревизионистское, ибо, наблюдая, как советская хоккейная сборная на канадском льду натягивала команду зазнавшихся длинноволосых громил - в первом же матче при полной враждебности стадиона, скептицизме прессы и трусости своего спортивного начальства, и сравнивая это с нынешними достижениями российского спорта, трудно не выдохнуть в запоздалом огорчении: "Какую страну просрали, суки! Горите вы все в аду".
Однако, переходя от рассмотрения внехудожественной составляющей к собственно картине, крайне непросто избавиться от ощущения, что Николай Лебедев - это очень поверхностный и удивительно неразвитый режиссёр, который, не имея за душой ровным счётом ничего, строит свою работу на эксплуатации штампов, перенося на экран так полюбившуюся всем сериальную стилистику.
Соответственно, и это невозможно не заметить, фильм очень чётко распадается на две части: подготовка к главному матчу с канадцами, где сосредоточено всё лирическое и личностное, за что отвечает сам Лебедев и что оказывается чередой эпизодов на грани фола. И непосредственно сам матч, где роль Лебедева ничтожна, где, по причине мощи исходного материала (наши один на один против Канады и свободного мира), его возможности напортачить сводятся к минимуму.
Потому, если задним числом пытаться перенастроить композицию картины, то совершенно очевидно, что избранный жанр байопика оказался попросту ненужным. Подробная история про то, как молодой Харламов, которого все почему-то кличут "маломерком", хотя исполняющий его роль Данила Козловский - ещё тот кабаняра (это к разговору о точности режиссёрского глаза), пробивается из заштатного Чебаркуля в московский ЦСКА, по-пионерски сражаясь с нездоровой атмосферой в местной хоккейной команде, сменяющаяся долгими выяснениями отношений с главным тренером сборной, когда сначала он - "пень обоссанный", а потом друг у друга рыдают на груди, - всё это утомительное предисловие к главному можно спокойно отправить в корзину, сэкономив для зрителя полтора часа.
Это обрезание будет тем более полезно, что оно спрячет от публики такие фееричные сцены, как гонки быков в Памплоне (мальчик видит, как на улице, по которой вот-вот промчится толпа, дрожит симпатичный щенок, мальчик бросается спасти щенка и оказывается перед разъярённым быком) или омут развратной жизни в провинции (голый Харламов просыпается на одной кровати с девицей, содрогнувшись от отвращения, он бежит прочь из этого вертепа), или объяснения в любви (по пожарной лестнице, с букетом цветов в одной руке и томиком стихов в другой, уже одетый Харламов подбирается к балкону, где должна быть его Ира, но путает этажи).
Впрочем, будет несправедливым не отметить те подлинные находки, которые Николай Лебедев, не таясь, дарит аудитории. Самая зрелищная из них, пожалуй, такая. Главный тренер Тарасов, повздоривший с руководством, остаётся в Москве, а с командой в Канаду летит Всеволод Бобров, который, как и положено всякому приличному человеку, "спартаковец" (дорогой Леонид Ильич, кстати, тоже).
Когда матч начинается, Тарасов, не в силах усидеть перед телевизором, спускается во двор, выходит на асфальтовую площадку и, взяв в руки прут, принимается перемещаться по этой площадке, как по хоккейному полю, телепатически руководя находящимися за океаном игроками.
Игроки, что удивительно, слушаются, и наши, подчиняясь воле этого сэнсея Сплинтера, постепенно переламывают ход и начинают драть канадеров так, что вопль болельщиков слышен на обоих континентах. И хотя о счёте матча Тарасова оповещают из раскрытых окон, на самом деле, он, будучи мистически связан с Монреалем, уже знает его - внутренним чувством...
Отдельные борзописцы уже поторопились назвать "Легенду № 17" триумфом нашего кино. Спору нет, первое место по кассовым сборам в стартовую неделю проката - очень неплохой результат для картины, которую около полугода грамотно и неуклонно продвигали, в том числе, и с помощью телевидения, благо возможности холдинга ВГТРК это позволяют.
Однако, если, при попытке повторить удачный опыт, наш ждёт итерация лебедевщины - в её незамутнённом изводе, со всеми этим красивостями и вторичностями, то, боюсь, довольно скоро от байопиков будут так же шарахаться, как это происходит сегодня с таким, в общем, невредным жанром, как молодёжные комедии.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Легионы». 42-й Московский кинофестиваль в программе «Русский след» показал в своём роде исключительный фильм Дариуша Гаевского, посвящённый, как…

  • (no subject)

    Сколько волка ни корми… Проблемой русского человека является его природный гуманизм и наивное стремление примириться с вековечным врагом – исходя из…

  • (no subject)

    Если сейчас – много задним числом – отыскивать ту дату, после которой история Польши двинулась непоправимым и трагичным образом, то, среди прочих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments