Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

В фильме "Место встречи изменить нельзя" есть один любопытный момент,
связанный с тем, как сценаристы вынуждены играть на грани фола только для того, чтобы ещё один раз включить в действие уже мелькнувшего свидетеля, демонстрируя при этом недюжинную крепость нервов.
После того, как квартира в Марьиной Роще оказалась проваленной и стало категорически понятно, что подозреваемый в убийстве Ларисы Груздевой Евгений Фокс туда больше не придёт (сам по себе ход - изрядный, позволяющий оттянуть развязку ещё на несколько эпизодов, которые могут составить целую серию), братья Вайнеры оказались в нешуточном тупике.
Суть возникшего затыка заключалась в том, что необходимо было срочно придумывать, как именно - относительно достоверно и внятно - брать неуловимого Фокса. Случайная встреча Володи Шарапова, который выходил, допустим, из кинотеатра "Художественный", и опасного злодея совершенно не годилась. Так же, как не годилась поимка Фокса в результате рутинной милицейской облавы на задворках Рижского вокзала.
Нужно было что-то по-настоящему драматическое, а этим драматическим могла быть только преднамеренная охота, когда злодея целенаправленно выслеживают и жёстко задерживают, что возможно в единственном случае - когда жертва попадает в засаду.
С местом засады особых проблем, по-видимому, не было: мужчина порочного образа жизни должен посещать порочные же заведения, т.е. воровские "малины", но приём с "малиной" уже был использован, или полупорочные, т.е. коммерческие рестораны.
Определившись с локацией, сценаристы упёрлись в вопрос с наводкой. Да, первое указание, что Фокс любит посещать ресторацию "Астория", прозвучало из уст гражданки Волокушиной С.П., пошедшей на сотрудничество со следствием, но, и это чувствовали сценаристы, одного такого указания было недостаточно.
И действительно, если менее проницательный зритель и проглотит эту наживку, то более проницательный не преминёт усомниться, поскольку сложно поверить, что руководство московской милиции санкционирует посещение личным составом Отдела по борьбе с бандитизмом коммерческого ресторана в течение не установленного времени, поскольку никто не даст гарантию, что разыскиваемый преступник появится в этом заведение именно сегодня, а не через месяц.
Для того, чтобы замысел обрёл нужную устойчивость и не выглядел нарочитым, потребна ещё одна наводка - на конкретное место, которая, будучи совершенно независимой, сможет убедить самого упёртого зрителя: да, Фокс однозначно висит в "Астории", чё вы тут возжаетесь?
Кто должен выступить автором такой наводки? Только тот, кто знает злодея лично, кто в курсе его предпочтений и интересов, поскольку, в противном случае, подобной информации - грош цена. Из всех засветившихся на тот момент персонажей этими качествами обладает лишь Соболевская, состоявшая некогда с преступником в предосудительной связи.
Однако, ухватившись за Соболевскую как за последнюю соломинку, братья Вайнеры оказались перед новым препятствием: она уже попадала в поле зрения следствия, её уже допрашивали, а значит, повторный визит для беседы не под протокол должен быть сюжетно оправдан.
Не "а давай-ка мы ещё раз попытаем Соболевскую, вдруг она чего полезного расскажет, что в первый раз от нас утаила", но непременно должно возникнуть обстоятельство, которое просто обяжет Жеглова и Шарапова искать с ней настойчивой встречи.
Этим обстоятельством, при условии, что история рассказывается относительно чисто, без особо грубых поддавков, не может быть "ах, какое неожиданное" пересечение на трамвайной подножке. Это должно быть некое материальное свидетельство, улика, проливающая новый свет на вроде бы известные расклады.
Диапазон подобных свидетельств невелик. Братья Вайнеры, перебрав варианты, остановились на письме, которое Соболевская отправила убитой Груздевой, предупреждая ту быть осторожной с неким мужчиной. Письмо, посланное из Москвы в Москву, когда подруг разделяли несколько кварталов и была возможность обсудить столь деликатную тему тет-а-тет, не оставляя зацепок для будущего следствия, безусловно, отдаёт всеми признаками рояля в кустах...
Однако братья Вайнеры сознательно идут на это, попытавшись разрядить неловкую для себя ситуацию - подставив одного из персонажей под комический обстрел: пока Жеглов пеняет Шарапову за то, что тот чересчур поздно обратил внимание на документ, который был в материалах дела с самого начала, зритель отвлекается от лишних расспросов.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    О миролюбии. Годы, проведённые в детском саду, в средней школе (высшая школа, пожалуй, на это оказывает меньшее влияние), формируют одну любопытную…

  • (no subject)

    Году в 87-м мы всей семьёй отдыхали в славном районе южной столицы России – местечке Хосте. Время тогда было советское, пансионатов на всех не…

  • (no subject)

    В одной из студенческих компаний столкнулся за столом с Мариной – вертлявой, капризной, непрерывно смолящей девушкой, в недорогом костюме, заметно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • (no subject)

    О миролюбии. Годы, проведённые в детском саду, в средней школе (высшая школа, пожалуй, на это оказывает меньшее влияние), формируют одну любопытную…

  • (no subject)

    Году в 87-м мы всей семьёй отдыхали в славном районе южной столицы России – местечке Хосте. Время тогда было советское, пансионатов на всех не…

  • (no subject)

    В одной из студенческих компаний столкнулся за столом с Мариной – вертлявой, капризной, непрерывно смолящей девушкой, в недорогом костюме, заметно…