Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

"Шутки в сторону".
Покойный СССР его недоброжелатели очень любят попрекать за попытку создать нацию нового типа, а также за повышенное внимание к тематике братства народов и назойливое конструирование межэтнической дружбы.
Упрёки, которые при этом выдвигаются, звучат вполне разумно: люди - они все разные, стянуть многообразие культур и этносов под одну фуражку не получится, внешнее принуждение - в такой деликатной сфере - отвратительно и преступно.
Недоброжелателям хорошо: они не стоят перед необходимостью связать трёхсотмиллионную страну, где существует более ста осознающих себя в качестве народов общностей, где государственнообразующий этнос не является подавляющим.
Им легко критиковать СССР с позиций местечкового партикуляризма, подчёркивая, что в современных демократиях эта проблема счастливо разрешается сама собой, что там нет этого пропагандистского надсада и месячников дружбы народов...
Однако, как выясняется, современные демократии, столкнувшись с проблемами, аналогичными тем, что стояли перед СССР, не находят ничего лучшего, чем повторять зады советского интернационализма, делая это чуть тоньше технически, но ничего не меняя концептуально.
И картина Давида Шарона "Шутки в сторону" в этом отношении чрезвычайно показательна. Франция, чья миграционная политика превратила страну в сеть этнических анклавов, где аборигенам лучше не показываться, оказалась перед серьёзным вызовом - как сохранить единство нации, у которой, кроме системы социального обеспечения, по сути нет ничего общего.
Понятно, что здесь мгновенное решение невозможно, Франция должна переварить неожиданно возникшую общность - если это вообще удастся - в течение поколений. Но жить необходимо сегодня, именно поэтому, в целях консервации хрупкого гражданского мира, на помощь было мобилизовано французское искусство - в частности, кинематограф.
Именно поэтому "Шутки в сторону" следует рассматривать как талантливую агитационную продукцию, направленную на утишение страстей - через создание совершенно сказочной реальности, в которой этнические и расовые стереотипы отступают перед человеческими чувствами.
Двух главных героев - белого капитана из криминальной полиции Парижа и чернокожего лейтенанта из отдела в столичном пригороде Бобиньи - не связывает ничего, они - полные противоположности - не только в происхождении или статусе, но и в ценностях, привычках, жизненных целях и приоритетах.
Однако, вынужденные вместе расследовать умышленное убийство, эти "лёд и пламень" постепенно сближаются, превращаясь в лучших друзей, которые настолько сродняются, что - в финале - чернокожий прикрывает белого от злодейской пули.
Посыл рассказанной истории, чью вторичность и прямолинейность отрицать трудно, прозрачен: даже в современной Франции, где этнические перегородки разводят целые местности, можно оказаться поверх предрассудков и установок.
Соответственно, вопреки всем мрачным прогнозам, описывающим будущее Республики как неизбежный апартеид (вопрос лишь в том, кто кого загонит в гетто первым: пассионарные нацмены или встрепенувшиеся галлофранцузы), сквозь маету поликультурной, полиэтничной неразберихи прорастает новая Франция - основанная на гуманистическом фундаменте.
Да, говорит нам Давид Шарон, социальной неравенство, эгоизм верхов, цинизм политической машины, честолюбие карьеристов, готовых идти по головам, никуда не исчезли, но глобальный крах - по причине расового размежевания - стране не грозит, поскольку, даже в самых непростых условиях, француз - вне зависимости от цвета кожи - поймёт другого француза.
И этот мессадж дорогого стоит: по крайней мере, французские творцы осознают свою ответственность перед публикой и, сколь бы это не было соблазнительно, плеснуть керосином на тлеющие угли не торопятся.
Республика, чья столица в натуральном кольце мигрантской блокады, совершенно не нуждается в дополнительном расчёсывании этнических волдырей. Не "Хватит кормить Бобиньи", но "Белый чёрному друг, товарищ и брат".
Но это - идеология. С собственно киношной точки зрения, "Шутки в сторону" оставляют желать лучшего, причём претензии здесь стоит предъявлять не сценаристам, которые действительно старались усмешить картину насколько возможно, что чувствуется даже через чудовищный дубляж отечественных мастеров подпольного переклада.
Главное "фе" достаётся режиссёру, у которого не получилось собрать на монтажном столе картину, отчего пришлось отказываться от нескольких сцен, чьё отсутствие заметно хаотизирует повествование.
Плюс Шарону активно изменяет чувство ритма, когда эпизоды выстраиваются в совершенно ненужной поспешности, отягощённой мелочной суетой перед камерой. Шарон, как ребёнок, которого распирает от желания немедленно поведать всё, что с ним приключилось за три летних месяца, вываливает на зрителя тонны гэгов, в то время как от него требуется спокойная неторопливая наррация.
"Мы уже всё поняли про наших героев и даже успели их полюбить. Нам не надо продолжать доказывать, что они классные. Мы это знаем... А теперь можно чуть подробнее - про расследование, которое им поручено".
Увы, Шарону важнее всучить заготовленные гэги. Особенно это заметно в эпизоде с посещением борделя. Вместо того, чтобы пояснить аудитории, куда герои отправятся и зачем им этот рискованный визит, Шарон заставляет капитана долго рассуждать о своих предпочтениях в женской эпиляции.
Полуманиакальный монолог ещё имел бы какой-то смысл, если бы потом эти склонности капитана получили соответствующее драматургическое развитие. Но нет: любовь героя к бритым лобкам остаётся всего лишь пикантной подробностью, которая никак не отыгрывается впоследствии.
И так - во всём.
Tags: Франция
Subscribe

  • (no subject)

    Система офицерских званий в России, вобравшая в себя как внутреннего производства чины, так и заимствованные из-за рубежа, выглядит не совсем…

  • (no subject)

    Советская историческая наука, особенно, когда это касалось вопросов, связанных с обороной страны, находилась в очень стеснённом положении. Дело в…

  • (no subject)

    Фундаментальным ограничением военного строительства,с которым невозможно примириться обыденному сознанию, полагающему, что достаточно одной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments