Виктор Ласло - один из трёх главных героев фильма "Касабланка", гражданин Чехословакии, оккупированной Рейхом, один из лидеров европейского Сопротивления, бывший узник концентрационного лагеря, а ныне - лакомая добыча для Гестапо.
Ласло, вместе со своей супругой Ильзой Лунд, пробирается в Америку, чтобы, находясь в безопасности, продолжить свою борьбу против нацизма, борьбу, которая хотя и является главным содержанием его жизни, однако не исчерпывает её полностью, потому что, наравне со священной ненавистью к угнетению, в его сердце есть место для великой любви - к норвежке по происхождению Ильзе.
Супружеская пара Ласло прибывает в Касабланку, чтобы оттуда направиться в Лиссабон, из которого открывается прямая дорога до Нью-Йорка. Они полагают, что, выбравшись из коричневой Европы, у них есть только одна проблема - как добыть необходимые для вылета в Португалию документы, которые устроят местную коллаборационистскую администрацию, - но, на самом деле, проблем две.
Второй головной болью четы беглецов становится запутанное прошлое Ильзы, которая, в тот момент, когда Ласло считался погибшим, после своего помещения в концлагерь, в ещё свободном Париже, в мае-июне 1940 года, крутила волнующий роман с американцем Риком Блейном.
Ильза, как и положено роковой женщине, не могла строить честные и откровенные отношения, поведав своему новому другу, что является вдовой, но упорно игнорировала все расспросы о прежних мужчинах, отделываясь шутками. Неудивительно, что, когда Ласло вдруг воскрес из мёртвых, Ильза оказалась в очень неприятной ситуации, разрываясь между героическим мужем и импозантным любовником.
Тогда Ильза сделала выбор в пользу мужа: Рик, предлагавший бежать в Марсель, чтобы там пожениться, так и не дождался её, которая ограничилась странным письмом, ничего не объясняющим, лишь плодящим вопросы и подозрения, на перроне Лионского вокзала.
Ильзе тем легче было совершить это предательство, что она не рассчитывала когда-либо встретить Рика, однако, волей сценаристов, им предстояло столкнуться ещё раз на жизненном пути - именно в Касабланке, именно в тот момент, когда на волоске висит судьба нескольких человек.
Теперь Рик не просто некогда обманутый возлюбленный, он, случайным образом заполучивший необходимые иммиграционные документы, превращается в хозяина положения, который может сделать всё: погубить Ильзу и её мужа; спасти их обоих; увезти Ильзу с собой, оставив Ласло в руках немцев...
Нет нужды подробно пересказывать перипетии принятия Риком окончательного решения, перипетии, составляющие прелесть сюжета "Касабланки", придающие картине то подлинное напряжение, которое делает этот фильм вечно молодым, по-настоящему волнующим, достаточно обозначить финальную расстановку.
Разумеется, благородный Рик отказывается от мелькнувшего счастья, отправляя в Лиссабон и Ласло, и Ильзу, чтобы на лётном поле до последней секунды прикрывать их вылет. Более того, почувствовав колебания Ласло относительно верности своей жены, которая, по прибытию в Касабланку, вела себя чересчур странно, что должен был заметить даже погружённый в организацию подпольной работы функционер, Рик изо всех пытается рассеять его возможные подозрения, настаивая, что между ним и Ильзой ничего не было.
Ласло, которому некуда деваться, верит или, скорее, делает вид, что верит в незапятнанность Ильзы, благодарит Рика за помощь, крепко жмёт его руку, отпуская громкую и пустую фразу про то, что рад приветствовать его на правильной стороне (для человека, которому жить - ещё несколько минут, это звучит очень вдохновляюще), и уверенно направляется к самолёту...
Ласло и Ильза улетают. Рик остаётся. Добрые сценаристы, идя навстречу пожеланиям аудитории, которая не примет смерть героя, выкручиваются с финалом, сохраняя Рику не только жизнь, но и свободу. Это даёт возможность произнести персонажу Хэмфри Богарта ещё одну культовую фразу, которыми буквально нашпигована картина, но не снимает само собой напрашивающегося вопроса, который частично вынесен в заглавие.
Итак, Виктор Ласло, который любит свою жену больше, чем свою борьбу (в фильме упоминается, что, уже после побега из лагеря, когда здравый смысл требовал как можно скорее покинуть Европу, Ласло находился с больной Ильзой, терпеливо дожидаясь её выздоровления, рискуя при этом ежеминутно быть разоблачённым), точно знает, что жена любит другого.
Причём этот другой - не какое-нибудь ничтожество, но человек более чем достойный, своими качествами ничуть не уступающий Ласло, а, пожалуй, что и превосходящий, поскольку там, на лётном поле, ещё не было известно, сжалятся ли боги над отважным Риком или нет.
Потому вопрос: что в этой ситуации делать Виктору Ласло? С Ильзой и Риком понятно: они приносят себя в жертву, и эта жертва оправдывает их дальнейшее существование, придавая силы, смысл и надежду - на новую встречу уже по окончании войны и поражения нацизма.
Но Ласло, который может какое-то время себя обманывать, заглушая сердечный непокой организационной суетой, рано или поздно встанет перед выбором: проявить ответное благородство и отпустить Ильзу или постараться, до последних дней, не подавать виду, что ему всё известно, никогда не говорить о том, что случилось тогда, никогда не упоминать имени того, кому стольким обязан.
Непростой выбор. Сюжет для отдельной истории - если кто вдруг захочет продолжить "Касабланку".