Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
Казус Виктора Ласло.
Виктор Ласло - один из трёх главных героев фильма "Касабланка", гражданин Чехословакии, оккупированной Рейхом, один из лидеров европейского Сопротивления, бывший узник концентрационного лагеря, а ныне - лакомая добыча для Гестапо.
Ласло, вместе со своей супругой Ильзой Лунд, пробирается в Америку, чтобы, находясь в безопасности, продолжить свою борьбу против нацизма, борьбу, которая хотя и является главным содержанием его жизни, однако не исчерпывает её полностью, потому что, наравне со священной ненавистью к угнетению, в его сердце есть место для великой любви - к норвежке по происхождению Ильзе.
Супружеская пара Ласло прибывает в Касабланку, чтобы оттуда направиться в Лиссабон, из которого открывается прямая дорога до Нью-Йорка. Они полагают, что, выбравшись из коричневой Европы, у них есть только одна проблема - как добыть необходимые для вылета в Португалию документы, которые устроят местную коллаборационистскую администрацию, - но, на самом деле, проблем две.
Второй головной болью четы беглецов становится запутанное прошлое Ильзы, которая, в тот момент, когда Ласло считался погибшим, после своего помещения в концлагерь, в ещё свободном Париже, в мае-июне 1940 года, крутила волнующий роман с американцем Риком Блейном.
Ильза, как и положено роковой женщине, не могла строить честные и откровенные отношения, поведав своему новому другу, что является вдовой, но упорно игнорировала все расспросы о прежних мужчинах, отделываясь шутками. Неудивительно, что, когда Ласло вдруг воскрес из мёртвых, Ильза оказалась в очень неприятной ситуации, разрываясь между героическим мужем и импозантным любовником.
Тогда Ильза сделала выбор в пользу мужа: Рик, предлагавший бежать в Марсель, чтобы там пожениться, так и не дождался её, которая ограничилась странным письмом, ничего не объясняющим, лишь плодящим вопросы и подозрения, на перроне Лионского вокзала.
Ильзе тем легче было совершить это предательство, что она не рассчитывала когда-либо встретить Рика, однако, волей сценаристов, им предстояло столкнуться ещё раз на жизненном пути - именно в Касабланке, именно в тот момент, когда на волоске висит судьба нескольких человек.
Теперь Рик не просто некогда обманутый возлюбленный, он, случайным образом заполучивший необходимые иммиграционные документы, превращается в хозяина положения, который может сделать всё: погубить Ильзу и её мужа; спасти их обоих; увезти Ильзу с собой, оставив Ласло в руках немцев...
Нет нужды подробно пересказывать перипетии принятия Риком окончательного решения, перипетии, составляющие прелесть сюжета "Касабланки", придающие картине то подлинное напряжение, которое делает этот фильм вечно молодым, по-настоящему волнующим, достаточно обозначить финальную расстановку.
Разумеется, благородный Рик отказывается от мелькнувшего счастья, отправляя в Лиссабон и Ласло, и Ильзу, чтобы на лётном поле до последней секунды прикрывать их вылет. Более того, почувствовав колебания Ласло относительно верности своей жены, которая, по прибытию в Касабланку, вела себя чересчур странно, что должен был заметить даже погружённый в организацию подпольной работы функционер, Рик изо всех пытается рассеять его возможные подозрения, настаивая, что между ним и Ильзой ничего не было.
Ласло, которому некуда деваться, верит или, скорее, делает вид, что верит в незапятнанность Ильзы, благодарит Рика за помощь, крепко жмёт его руку, отпуская громкую и пустую фразу про то, что рад приветствовать его на правильной стороне (для человека, которому жить - ещё несколько минут, это звучит очень вдохновляюще), и уверенно направляется к самолёту...
Ласло и Ильза улетают. Рик остаётся. Добрые сценаристы, идя навстречу пожеланиям аудитории, которая не примет смерть героя, выкручиваются с финалом, сохраняя Рику не только жизнь, но и свободу. Это даёт возможность произнести персонажу Хэмфри Богарта ещё одну культовую фразу, которыми буквально нашпигована картина, но не снимает само собой напрашивающегося вопроса, который частично вынесен в заглавие.
Итак, Виктор Ласло, который любит свою жену больше, чем свою борьбу (в фильме упоминается, что, уже после побега из лагеря, когда здравый смысл требовал как можно скорее покинуть Европу, Ласло находился с больной Ильзой, терпеливо дожидаясь её выздоровления, рискуя при этом ежеминутно быть разоблачённым), точно знает, что жена любит другого.
Причём этот другой - не какое-нибудь ничтожество, но человек более чем достойный, своими качествами ничуть не уступающий Ласло, а, пожалуй, что и превосходящий, поскольку там, на лётном поле, ещё не было известно, сжалятся ли боги над отважным Риком или нет.
Потому вопрос: что в этой ситуации делать Виктору Ласло? С Ильзой и Риком понятно: они приносят себя в жертву, и эта жертва оправдывает их дальнейшее существование, придавая силы, смысл и надежду - на новую встречу уже по окончании войны и поражения нацизма.
Но Ласло, который может какое-то время себя обманывать, заглушая сердечный непокой организационной суетой, рано или поздно встанет перед выбором: проявить ответное благородство и отпустить Ильзу или постараться, до последних дней, не подавать виду, что ему всё известно, никогда не говорить о том, что случилось тогда, никогда не упоминать имени того, кому стольким обязан.
Непростой выбор. Сюжет для отдельной истории - если кто вдруг захочет продолжить "Касабланку".
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Фильм «Кольберг», цветной, монументальный, эпический, подлинная вершина кинематографа Третьего Рейха, постигла печальная судьба: если бы в его…

  • (no subject)

    3 октября – тридцатилетие объединения Германии. Для немцев этот день, понятно, праздничный, а вот для нас? Сейчас, пересматривая фильмы исчезнувшей…

  • (no subject)

    Послесловие к «Собибору». Может показаться, что картина Хабенского плоха всем, однако это не так, поскольку даже из этих кинематографических руин…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments