Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
"Майор".
Для правильного восприятия этого фильма Юрия Быкова надо иметь в виду одну принципиальную вещь. "Майор" - это не фильм о буднях российской полиции, тем более это игровая реконструкция некогда случившихся событий, это - философская притча, где материал всего лишь помогает раскрыть важную для сценариста, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей идею.
В противном случае, рассматривая "Майор" как явленную правду о том, что на самом деле творится в ведомстве Колокольцева, есть существенный риск крепко сесть в лужу. Нет, я не пытаюсь выступать в качестве адвоката МВД, да это и, учитывая очередного разоблачённого ментовского начальника средней и не очень руки, бесполезно...
Просто, в таком случае, крепкий, напряжённый, отличный фильм, с нечастым для нашего нынешнего кинематографа суровым драйвом, оказывается собранием откровенных глупостей и беспардонных ляпов.
И действительно, первое, что бросается в глаза ещё в просмотровом зале (позднее, когда есть время неспешно разобрать эпизод за эпизодом, количество косяков растёт в прогрессии, разнося сюжет в лоскуты), это крайне легкомысленное отношение персонажей к соблюдению элементарной конспирации.
Итак, дано. Майор полиции Соболев сбивает насмерть семилетнего Колю. Майор, у которого вот-вот должен появиться первенец, не хочет садиться и потому обращается за помощью к коллегам, чтобы те подстраховали и представили ДТП в выгодном для водителя свете.
После того, как протокол оформлен "правильно", Соболев и его Сослуживец отправляются к их начальнику - полковнику Панкратову. Панкратов, который есть подлинный хозяин района, где он возглавляет РОВД, в этот ответственный час, когда решается судьба его должности (сядет Соболев, Панкратова тут же отправят на пенсию), вместо того, чтобы разруливать на трассе ЧП со своим подчинённым, занят куда более содержательным делом.
Панкратов, в компании главы администрации райцентра и какого-то бизнюка, обсуждает вопрос строительства торгово-развлекательного центра на месте назначенного к сносу общежития, хотя, более чем вероятно, погоны ему остаётся носить считанные часы, после чего он превратится в никому не интересного отставника, с которыми не вопросы решать - здороваться перестанут.
Соболев и Сослуживец приезжают к Панкратову. Их приезд замечает куча народа во дворе дома полковника. Они проходят внутрь, садятся за стол - к мэру города и бизнюку. Вокруг крутятся внуки Панкратова, суетится его жена...
И вот в этой более чем конфиденциальной атмосфере, при двух свидетелях, Панкратов объясняет своим подчинённым, как надо разваливать уголовное дело, как склонять потерпевшую - мать погибшего мальца - к отказу от претензий.
Свои инструкции Панкратов подкрепляет ссылками на угрозу со стороны Управления собственной безопасности: мол, эти шакалы, если что... Панкратов напрасно сотрясает воздух: при таком подходе к сохранению минимальной секретности, очень странно, что УСБ давным-давно их всех не закатало.
И это, повторюсь, не единственная нелепость, впереди такой ботвы - целые грядки. Именно поэтому, придвигаясь к экрану, следует забыть, что перед нами современная Россия, Рязанская область, отдалённый район...
Эта история могла произойти где угодно и с кем угодно, просто условия съёмок (зима, провинция, мрачность интерьеров, темень костюмов) позволяли уложиться в бюджет, выпустив фильм, что было гораздо важнее тщательности в деталях.
Главный успех "Майор" - это провокация на размышления метафизического характера, когда невозможно однозначно расставить всё происходящее по ранжиру, раздав всем персонажам по их заслугам.
Здесь все - плохие. И все, что парадоксально, хорошие. Ни у кого нет монополии на правду, и всякого можно извинить и пожалеть. "Майор" - это такая идейная воронка, в которую, наверное, опасно погружаться, поскольку обратно вынырнешь не ты, но другой человек, у которого что-то незаметно сдвинулось в башке.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments