Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
Фильм Густава Махаты "Экстаз",
вышедший на экраны в январе 1933 года, любопытен, помимо своей недвусмысленной эротической направленности и великолепной операторской работы, ещё и тем, что является очередным аргументом в споре поклонников и противников немого кино - аргументом, разумеется, в пользу немого.
Время съёмок "Экстаза" - это тот недолгий, меньше десятилетия, период прихода в кинематограф звука, который, поначалу робко и неуклюже, постепенно отвоёвывал позицию за позицией, чтобы, в конечном итоге, полностью раздавить Великого Немого.
Поскольку картина Махаты снималась на рубеже двух эпох, то в её стилистике обе эти эпохи сосуществуют, предоставляя возможность сегодняшнему зрителю на примере одного и того же фильма увидеть и оценить, как соотносятся два этих типа кино.
А соотносятся они чрезвычайно скверно, поскольку разница между "немыми" и "звуковыми" эпизодами столь громадна, что постоянно возникают обоснованные сомнения - не склеили ли задним числом продюсеры куски из двух совершенно разных картин - великолепной, невероятно изысканной, глубоко продуманной немой ленты и примитивно-туповатой звуковой мелодрамы.
И действительно те сцены, где Махаты не использует диалоги, - это образец филигранной работы запертого в очень жёсткие рамки режиссёра, который, не имея возможности высказываться напрямую, опираясь на речь персонажей или интертитры, вынужден всякий раз искать и находить визуальное решение, которое не только двигает фабулу, но, что на порядок сложнее, раскрывает внутренний мир героев.
Как, например, изумительно подана тема половой немощи господина Хермана, супруга главной героини: пока его Ева, которую он только что привёл домой после свадебной церемонии, не находит себе места в предвкушении того самого главного в её жизни, которое случится вот сейчас, прямо сейчас, он неторопливо опорожняет карманы фрачной пары, педантично выкладывая бумажник, часы и прочие аксессуары на прикроватный столик, а потом, столь же аккуратно и неторопливо, меняет выходные туфли на мягкие домашние...
И следом, повинуясь запросам публики, которая жаждет звуковых эффектов, идут сцены с разговорами: пустейшие мизансцены, по преимуществу общие планы, чтобы избежать трудностей с синхронизацией мимического и акустического, бессмысленные перебросы репликами, ничего не добавляющими и не зачинающими, - материал, органично смотрящийся лишь в корзине.
Словом, если судить по наиболее аутентичной - в смысле сопоставления типов - ленте немое кино делает звуковое с разгромным счётом, не оставляя своему противнику ни единого шанса. К сожалению, зритель, склоняющийся к простоте, а что может быть проще и доходчивее, чем директивное слово, выбрал звуковой, точнее, говорящий кинематограф.
Tags: Искусство
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments