Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

О том, как не стоит писать статьи.
Читаю на «Лента.Ru» большой и обстоятельный материал, посвящённый делу Елены Баснер, искусствоведа, которую обвиняют в мошенничестве с картинами.
Дело очень путаное, малопонятное и откровенно мутное, потому что доказательной базы буквально кот наплакал: устное заключение Баснер о подлинности полотна Бориса Григорьева «В ресторане» и, собственно, всё.
Никаких фактов личной заинтересованности искусствоведа, никаких данных о передаче вознаграждения, ничего, что бы свидетельствовало о том, что Баснер намеренно ввела в заблуждение потенциального покупателя в расчёте на гонорар, нет.
В лучшем случае, «невынужденная ошибка»: и на эксперта по русскому авангарду бывает проруха; печально, конечно, но это ещё не повод закатывать женщину рафинированной профессии в СИЗО, из которого её, по счастью, уже отпустили под домашний арест.
Словом, читаю я, читаю – и совершенно не чувствую симпатии к жертве высокохудожественного мошенничества коллекционеру Васильеву: если этот вроде как стреляный воробей готов отвалить четверть миллиона грина на кусок холстины, не потребовав самого говёненького сертификата, то это его терпило-лоховские проблемы. В следующий раз будет умнее, а, поскольку сейчас он с голоду не пухнет, то вообще нет ничего страшного.
Короче, я уже целиком разделяю аккуратно внушаемую мне автором статьи позиции и вот-вот готов воскликнуть: «Свободу Елене Баснер!», как тут журналистка выкидывает следующее коленце.
Ей, надо полагать, показалось мало утопить Андрея Васильева – типа склочного и довольно мелочного – и она решила ещё подкинуть на лопате. Сообщая, что Васильева имел летом 2013 года аудиенцию у главы Следственного комитета Бастрыкина, авторесса сопровождает эту информацию цитатой из лагеря сторонников Елены Баснер: «Говорят, такой визит стоит денег, сопоставимый со стоимостью картины».
И в этот момент рождавшееся мне тёплое доверие к Баснер лично и её делу обрывается. Я с неудовольствием понимаю, что эта никакая не условно объективная статья, когда мне предлагается самому разобраться в хитросплетениях криминально-художественной жизни Северной столицы, а сугубо ангажированный материал, сочинённый в пользу одного из участников конфликта.
Какой смысл в том, чтобы вставлять этот абсолютно ничем не подкреплённый выпад? На виновность или невиновность Баснер он никак повлиять не может, но является этаким маячком для мобилизации духовно близких: «Эй, стая людей с умными интеллигентными лицами, тут Бастрыкин выступил против Баснер. С кем должен быть каждый порядочный человек в таком случае, а?»
Иначе говоря, перед нами никакое не надсхваточное расследование, но целенаправленно сделанная разводка, а чувствовать себя объектом манипуляции, пусть и вовремя обнаруженной, неприятно всегда, вследствие чего раздражение против пронырливой авторессы автоматически переносится на несчастную Баснер, которая никоим образом не отвечает за чужие спекуляции на своём имени.
Словом, теперь я уже обращаюсь ко всем тем, кто, по личному ли порыву, по редакционному ли заданию, или по иным – шелестящим – причинам, уже окунул в чернильницу перо и готов написать первую строчку: тщательнее надо быть, товарищи журналисты, умейте прятать уши и не палитесь, как Анна Попова.
P.S. В качестве дружеского совета тем, кто действительно радеет за судьбу Елены Баснер: педалирование политических мотивов (поминавшийся выше Бастрыкин или покойный Магнитский, с кем альтернативно одарённые симпатизанты Баснер уже торопятся её сравнивать) не просто усложняет дело, но категорически отягощает положение арестованной.
Линия публичной защиты должна строиться на унылом, монотонном, непрекращающемся ни на минуту требовании доказательств причастности Баснер к этой истории. Чтобы перенаправить общественные симпатии в сторону богатейского богатины, который бесится с жиру, скупая за 250 тысяч долларов картины какого-то Григорьева – ладно бы там Шилова или Айвазовского, ещё можно было понять – следует очень постараться.
Боюсь, впрочем, что фейсбучная гвардия возьмёт и эту крепость.
Tags: Медиа
Subscribe

  • (no subject)

    Очередная круглая годовщина Декабристского путча сопровождалась, как и положено в таких случаях, дискуссиями о том, что было бы, коли мятежникам…

  • (no subject)

    О советской цензуре. Читаю вышедшую во второй половине 70-х годов прошлого века в респектабельнейшем издательстве «Наука» книжку, чей тираж, менее…

  • (no subject)

    Послесловие к «Французу». Поскольку без недостатков и недоработок обойтись невозможно, то вот мои претензии к картине Смирнова, которые, конечно, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments