Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

О границах жанра.
На волне интереса к личности Михаила Прохорова, который то шумно врывается в российскую политику, то тихо из неё сливается (последний такой слив – передача родной сестре председательского кресла «Гражданской платформы»), попытался осилить его биографию, выпущенную в библиотеке ИД «Коммерсантъ».
Два автора, Владислав Дорофеев и Татьяна Костылева, вознамерились на двухсот пятидесяти страницах раскрыть, в чём заключается «Принцип Прохорова», но ответ на этот интригующий вопрос остался для меня загадкой, поскольку дальше первой главы я так и не продвинулся.
И причиной тому стала не моя лень или внезапная утрата любопытства к сабжу, но категорическое неприятие архитектоники книги, являющейся последовательным воплощением положенных в основу стилистики «Коммерсанта» постулатов.
Как выглядит типичная «коммерсовская» статья? Заковыристый заголовок: «Без лямок». Лид: курсант Тефлонов в пьяном виде порвал форменные штаны. А дальше – прямая речь самого Тефлонова, его матери, приятелей по училищу, случайных собутыльников, ротного командира, портного, чинившего брюки…
Эти бесконечные цитаты, обрывающиеся на полуслове, создают ощущение объёмности произошедшего, когда читателю кажется, будто это он сам проводит тщательное расследование и лично устанавливает, сличая противоречивые показания фигурантов, как всё было в действительности.
В рамках газетной статьи это представляется не только уместным, но совершенно замечательным, поскольку вызывает у аудитории иллюзию самостоятельности и свободы суждения: не надо капать мне на мозги, я дойду до всего сам.
Понятно, что это – всего лишь игра, поскольку подбор цитат остаётся целиком на совести и произволе журналиста, который аккуратным монтажом способен добиваться чаемого эффекта, но игра всё равно прекрасная, ибо лишена грубости боевых листков и исполнена подлинного артистизма.
Именно за эту длящуюся более двадцати лет игру «Коммерсантъ» продолжается оставаться в топах читательских предпочтений, сохраняя своё место газеты номер один, как бы на него ни пытались наезжать за утрату антирежимного задора и отдельные прогибы.
Однако, при переходе из одного жанра в другой, все эти преимущества, наработанные поколениями безликих журналистов «Коммерсанта», становятся утомительной обузой. От книги, тем более книги, посвящённой столь незаурядной личности, как Прохоров, ждёшь если не полной конгениальности, то, по меньшей мере, авторской вовлечённости, в хорошем смысле слова – субъективности.
Но, к сожалению, ничего этого нет, и потому даже первая глава, которая должна задавать тон всей книги, тем более что посвящена она самому яркому событию в биографии Прохорова, благодаря которому он, скорее всего, и останется в народной памяти – куршевельскому винтилову, - представляет собой типичный «коммерсантовский» материал. Опять нарезка цитат, опять «выслушаем и другую сторону», опять перечисление давно уже всем известных подробностей.
Для газетной полосы это выглядит нормальным, но если передо мной книга, то я хочу познакомиться с неравнодушным авторским взглядом, услышать авторитарную писательскую позицию («Я прочитал стопицот источников и теперь расскажу вам, как оно было на самом деле»), а не пробегать глазами откровенную копипасту, которую может состряпать любой, достаточно забить в поисковик два слова – «Прохоров» и «Куршевель».
Теперь, когда, благодаря Сети, передо мной лежат буквально все не закрытые паролями источники, статус книги существенно меняется. Мне уже не нужна голая фактура, чем сильна ежедневная газета, которая способна опередить конкурентов на полчаса, мне важна личность автора, который становится на продолжительное время моим собеседником и с которым мы ведём мысленный диалог.
Фактов – у меня самого навалом, ты представь их интерпретацию, предъяви по-настоящему новое знание, которое не способно дать никакое механическое складывание отрывков. В этом и состоит назначение книги сегодня, тем более книги биографического жанра, когда судьба её героя свершается на наших глазах – и многое просто сохраняется в памяти.
Увы, Дорофеев и Костылева не смогли преодолеть корпоративное проклятие, отчего, сломавшись на занимающей полных пять (!) страниц выдержке из интервью самого Прохорова Андрею Колесникову, я захлопнул книгу, чтобы больше к ней не возвращаться.
Как оказалось, стилистика «Коммерсанта» не универсальна, но эффектна и эффективна лишь в строго отмеренных дозах.
Tags: Книги
Subscribe

  • (no subject)

    О миролюбии. Годы, проведённые в детском саду, в средней школе (высшая школа, пожалуй, на это оказывает меньшее влияние), формируют одну любопытную…

  • (no subject)

    Году в 87-м мы всей семьёй отдыхали в славном районе южной столицы России – местечке Хосте. Время тогда было советское, пансионатов на всех не…

  • (no subject)

    В одной из студенческих компаний столкнулся за столом с Мариной – вертлявой, капризной, непрерывно смолящей девушкой, в недорогом костюме, заметно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment