на юго-западе заключается в том, что, кажется, поставлена точка в тянувшемся не одно десятилетие споре по поводу того, следует ли современному государству иметь боеспособные вооружённые силы или лучше ограничиться бутафорией.
Происходящее в Крыму показывает, что армия нужна всем. И России, которая сумела навязать свою волю за пределами собственных границ, отстояв конкретные интересы. И, как ни странно, Украине, которая предпочитала сугубо экономить на Збройных силах, за что, в конечном итоге, и поплатилась.
Нет, речь идёт не о том, чтобы противостоять открытом бою ядерной сверхдержаве, которая способна просто давить числом. Но о том, что в тех предконфликтных шахматах, которые решают судьбу всей кампании, важна каждая фигура.
Если посмотреть на состав обеих воинских группировок в Крыму накануне известных событий, то обнаружится примерное равенство сил: 810-я бригада морской пехоты ЧФ против 36-й бригады береговой обороны ЗСУ (батальон украинских морпехов и прочие части выводим за скобки – для простоты изложения).
После падения Януковича и волнений в Симферополе, которые привели к захвату административных зданий, в игру включаются военные – вежливые люди без опознавательных знаков, оперативно блокирующие украинские части.
Таким образом, 36-я бригада убирается с доски. Этот момент - развилка. Дальше история могла пойти двумя путями. Либо у Украины есть дееспособная армия, и значит три ближайших бригады (79-я аэромобильная, 28-я мотострелковая, 25-я воздушно-десантная) снимаются с места и выдвигаются в Крым – для деблокирования и последующей осады уже российских гарнизонов.
Либо войска, по причине долгого небрежения боевой подготовкой и политического раздрая, остаются в казармах, саботируя собственное предназначение – сохранение территориальной целостности страны.
Какой вариант реализовался, мы знаем: в роковую минуту Збройны силы, до которых украинской державе не было заботы все двадцать лет незалежности, свели счёты с Ненькой-мачехой, оставив Крым на произвол судьбы.
Что могли сделать эти три бригады, когда за Керченским проливом затаился Южный военный округ, самый боеспособный во всей Российской армии? Ответ уже содержится в вопросе: «за Керченским проливом». Резкое смещение баланса в пользу украинцев (три бригады против одной, плюс деблокированная) поставило бы не Генштаб даже, не Министерство обороны, а именно Кремль перед крайне непростым выбором.
Либо срочное наращивание группировки в Крыму – под прицелом телевизионных камер (переброску адекватного числа батальонов скрыть совершенно невозможно) – вопреки избранной удобной для всех заинтересованных сторон линии (на полуострове российских войск нет, а те, что есть, находятся там по соглашению сторон), что чревато международными осложнениями и непосредственными боестолкновениями.
Либо отступление с последующей тотальной капитуляцией: запертые российские части, разгром крымского сопротивления, зачистка полуострова по образцу арестов в Донецке, с перспективой ужесточения режима пребывания Черноморского флота – вплоть до пересмотра соглашений.
В любом случае, ничего похожего на нынешнюю бескровную победу, когда с утратой Крыма смирились уже все, не исключая и саму Украину (КПП на въезде – это стыдливый белый флаг), не произошло бы.
Что для этого было нужно? Армия – не большая, не имеющая на вооружении какие-то сверхсовременные комплексы и системы, но способная подняться по тревоге и совершить марш в назначенный район, сохранив боеспособность.
Такой армии у Украины, которая в последние годы взяла курс на одностороннее разоружение в окружении нелюбезных соседей, не оказалось. За это она заплатила потерей Крыма. Пока только Крыма. Как далеко зайдёт переформатирование её границ, сегодня сказать не может никто.
Судьба Украины – нам наука. Ну что, сокращаем военные расходы?