Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Поддубный».
Снять фильм, главное содержание которого – это любовь к Родине, является нетривиальной задачей – главным образом по соображениям сценарного характера, однако у создателей картины, в числе продюсеров которой сам Никита Сергеевич, это получилось.
По крайней мере, режиссёру Глебу Орлову, шагнувшему от «Яиц судьбы» к байопику в декорациях белль-эпок и «Ревущих 20-х», и его команде удалось сделать фильм, который не вызывает отторжения – приторностью и надсадом.
Впрочем, возможно, что на восприятие налагаются политические события последних нескольких месяцев, которые волей-неволей искажают личностную оптику. В собственных титрах «Поддубный» помечен 2012 годом, на популярном профильном сайте – 2014-м.
Выйди лента на полтора-два года раньше, крайне важные для всего замысла американские сцены смотрелись бы совершенно иначе. Сегодня же высмеивание США, с которыми у нас всё меньше точек соприкосновения и всё больше поводов скрестить шпаги – пусть и, как в годы Холодной войны в странах Третьего мира, не кажется неуместным: никакая шпилька янки не будет лишней.
Помимо Америки, из которой Иван Поддубный бежит без оглядки, на последние деньги, чем вызывает недвусмысленную симпатию: несмотря на полмиллиона долларов на блокированном счету и неплохие перспективы к натурализации, русскому человеку там действительно душно, весьма несимпатично изображён наш второй крупный внешнеполитический партнёр – Франция.
Это может восприниматься как привет Франсуа Олланду, но соперник Поддубного Рауль де Буше настолько омерзителен, что даже американские антрепренёры, которых авторы не стремились очеловечивать, выглядят на его фоне как честные и надёжные пацаны.
Впрочем, картина не обошлась без недостатков, главный из которых – это попытка втиснуть реальные обстоятельства биографии Поддубного в мелодраматическую канву. И тут попытка сопровождать рассказ хронологическими сносками только вредит делу.
Судите сами. В 1896 году молодой грузчик Иван встречает акробатку Мими, в миру Машу. После перехода на цирковую работу и конфликта с антрепренёром, Поддубный уводит Машу в новую жизнь, которая, в глазах персонажей, является его невестой.
В 1903 году, т.е. семь лет спустя, Поддубный жестоко – пусть и дистанционно – ссорится с отцом, не одобряющим выбор сына, сыну на тот момент тридцать два года: Максим Поддубный отказывается благословить отпрыска.
Для Ивана этот отказ – серьёзный удар, но наш «чемпион чемпионов», собрав всё мужество в кулак, находит в себе отвагу взбунтоваться против отцовой власти, а точнее, тирании и самодурства, чтобы тут же – в порыве нахлынувших чувств – предложить Маше-Мими руку и сердце.
Маша-Мими благородно отказывается (мол, не хочу тебя ссорить с семьёй), но напрашивающийся сам собой вопрос «Где ты был со своим предложением все эти семь лет?» деликатно не задаёт и в дальнейшем на узаконивании отношений не настаивает, предпочитая греховное сожительство.
В принципе, такой вариант современного человека шокировать не может, тем более Мими – это представительница богемного циркового цеха, чья репутация ещё ужаснее, чем у певческих или театральных команд...
Однако авторы подчёркивают религиозность Поддубного (перед поединком с французом он истово молится, трепетно сжимая икону), что не совсем монтируется с затянувшимся на семь лет жениховством.
Словом, если исключить эти и более мелкие помарки, картина только выиграет, приобретя притчевое совершенство: минимум двусмысленностей, суровый ригоризм, жизнь, отданная борьбе.
Но и этого достаточно: так откровенно про то, что Родину можно любить искренно, что биографическая траектория не обязательно пролегает с Востока на Запад, но и наоборот, что стать возвращенцем – это не глупость, а доблесть, у нас давно не снимали. С почином.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Перефразируя великих. Когда я слышу слово "толерантность", рука сама тянется к нагайке.

  • (no subject)

    Экстенсивное развитие средств коммуникации, приводящее к возникновению такого феномена, как «социальные сети», просто обязано внести изменения в…

  • (no subject)

    Как должен называться роман о жизни профессионального бармена? «Мастер и «Маргарита».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments