тот самый ересиарх, создателей едва не погубившего Церковь Христову арианства, в родной Александрии пользовался не просто авторитетом, но был сугубо почитаемым человеком.
Так, когда его непосредственное начальство, епископ Александрийский Александр, воспретило ему выступать с кафедры, Арий перешёл к публичной агитации, в которой ему помогали другие пресвитеры, диаконы и даже епископы, разделяющие его взгляды, и, помимо этого, поддержать Ария решились 700 девственниц из числа его прихожанок.
Термин «девственницы», пожалуй, не слишком удачен, скорее следовало бы говорить о девицах, т.е. не состоящих в браке, или попросту барышнях, однако, если убрать лексические тонкости, число приверженец Ария не может не поражать.
Арий, нападавший на Божественную Триаду, ревизуя её в пользу первоприсутствующего Бога Отца, мог быть интересен для предельно узкого меньшинства. И действительно погружаться в эту проблематику, где высокие полемизирующие стороны обменивались такого рода аргументами («Они утверждают, что Сущий родил (после Себя) Сущего… Если существует Один только Сущий, то ясно, что всё произошло из Него, появилось после Него, иначе было бы два Сущих»), есть сугубо на любителя…
Но сотни и сотни александрийских дев, привлечённые пламенностью и дерзновением Ария, охотно участвовали в развернувшейся богословско-идеологической борьбе. С чем была связана такая самоотверженность (попробуй вникни, например, в такое: «…было некогда, когда Он [Логос, Вторая Ипостась] не был… И Он не существовал, прежде чем произошёл… Но и Он имел начало Своего сотворения»)?
Разумеется, без влияния моды тут не обошлось – за компанию, как известно, и жертва Кровавого навета удавился: «Если город без ума от нового
Впрочем, со временем человечество научилось значительно гуманнее канализировать нерастраченную энергию отроковиц. «И снова чужая ночь, и только ей доверяю я» отзывается куда большим волнением, чем «если бы Он был Богом только по причастию к Отцу, будучи Сам через это обожжен, то Он не мог бы и нас обожить».
Но, к сожалению, в начале Четвёртого века в Александрии не было Андрея Разина, а был только пресвитер Арий.