Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Смена в 1991 году общественно-экономической формации
не могла не отразиться и на школьном образовании, в частности, на преподавании истории.
Сравнивать советский и постсоветский подход можно по-разному, но, если необходимо сделать это кратко и наглядно, то самое простое – сопоставить содержание атласов по соответствующим отделам всемирной истории.
Впрямую брать атласы для 6-7 класса не слишком корректно: история СССР содержательно не совпадает полностью с историей России (Закавказье, Средняя Азия и Прибалтика, по понятным причинам, изъяты).
Потому, чтобы полностью исключить влияние политической конъюнктуры, следует обратиться к глухой древности, где возможность искажений минимальна.
Итак, содержание Атласа истории Древнего мира советского издания.
1) Расселение людей в Восточном полушарии 8-5 тысяч лет назад.
2) Египет и Междуречье (до VI в. до н.э.)
3) Памятники Древнего Египта.
4) Памятники Древнего Междуречья.
5) Персидское государство в конце VI в. до н.э.
6) Индия и Китай.
7) Древняя Греция (до конца IV в. до н.э.)
8) Афины V – IV вв. до н.э.
9) Памятники Древней Греции.
10) Колонии греков VIII – V вв. до н.э.
11) Греко-персидские войны (500 – 449 гг. до н.э.)
12) Марафонское сражение 490 г. до н.э.
13) Сражение у Фермопильского прохода 480 г. до н.э.
14) Завоевательные походы войск Александра Македонского в 334 – 325 гг. до н.э. Образование державы Александра Македонского.
15) Александрия Египетская.
16) Распад державы Александра Македонского.
17) Древняя Италия (до середины III в. до н.э.)
18) Возникновение Рима.
19) Вторая Пуническая война 218 – 201 гг. до н.э.
20) Битва при Каннах в 216 г. до н.э.
21) Рост Римского государства (III в. до н.э. – II в. н.э.)
22) Осада и гибель Карфагена (149 – 146 гг. до н.э.)
23) Восстание рабов под предводительством Спартака 74 – 71 гг. до н.э.
24) Гражданские войны в Риме в 40 – 30 гг. до н.э.
25) Падение Западной Римской империи.
26) Памятники Древнего Рима.
Теперь постсоветский Атлас истории Древнего мира
1) Происхождение человека. Зарождение земледелия и скотоводства.
2) Древний Египет.
3) Бой у Мегиддо.
4) Междуречье в 3 тыс. – середине 2-го тыс. до н.э.
5) Междуречье и Передняя Азия в начале XIV века – VI веке до н.э.
6) Древняя Палестина.
7) Персидская держава в VI – V веках до н.э.
8) Поход Персов в Скифию.
9) Индия и Китай в древности.
10) Греция в Крито-микенскую эпоху.
11) Расселение древнегреческих племён после вторжения дорийцев.
12) Осада Трои.
13) Греческая колонизация в VIII – VI веках до н.э.
14) Греко-персидские войны.
15) Битва при Платеи.
16) Саламинская битва.
17) Древняя Греция в V – IV веках до н.э.
18) Древняя Аттика.
19) Держава Александра Македонского.
20) Битва при Гавгамелах.
21) Битва при Гранике.
22) Александрия Египетская.
23) Эллинистические государства.
24) Италия в VIII – первой половине III века до н.э.
25) Римская республика в III – I веках до н.э.
26) Пунические войны.
27) Битва при Каннах.
28) Римская империя в I веке до н.э. – II веке н.э.
29) Распространение христианства.
30) Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи.
Если брать в целом, то набор главных тем, предъявляемых школьнику для усвоения, идентичен – Египет, Месопотамия, Индия и Китай, Греция, Рим... Причём нельзя сказать, что постсоветский атлас кроет советский по всем статьям: специальное выделение памятников, привязанных к местности (странам или городам), вещь полезная.
Однако, если убрать мелочи (вроде разных составов великих сражений; восстание Спартака показано на общей карте), то всё равно остаётся одно принципиальное отличие советского подхода к истории Древнего мира от постсоветского.
Советский человек (по мысли руководящих органов, утверждавших образовательные программы) должен был быть максимально ограждён от всего, что было связано с иудеохристианской проблематикой.
Этот огромный пласт знаний, без которого просто невозможно адекватное понимание становления современной цивилизации, оказывался элиминирован на самом начальном – школьном – уровне. Советский человек был намеренно обделён и, вследствие этого, ущербен.
Разумеется, однажды эта ущербность должна была сыграть, и она сыграла: «У нас украли целый мир».
Tags: История
Subscribe

  • (no subject)

    Задумался, отчего нынешняя оппозиционная волна не вызывает у меня, вопреки очевидной привлекательности лозунгов «За всё хорошее и против всего…

  • (no subject)

    Чем важен нынешний коронокризис в смысле предстоящего транзита власти в России? Тем, что он ставит крест на всех планах по поводу «Могущественного…

  • (no subject)

    Главным проблемоприобретателем нынешнего кризиса оказывается, безо всякого сомнения, Владимир Путин. Проблем этих на текущий момент насчитывается,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments