совсем недавно проскальзывали рассуждения о том, что, стоит лишь стереть ненавистную советскую краску с окружающей действительности и откроется настоящее, подлинное, чего давно ждала русская душа и чего была драматически лишена.
Я тогда не разделил крыловского энтузиазма, посчитав, что степень прикипелости России именно к советскому гораздо выше, чем это представляется поборникам Белой идеи: всё-таки семьдесят лет не могли пройти даром, въевшись, что называется, в подкорку. Однако, как показал один незатейливый пример, я ошибался.
Откроем книгу «Горизонты Тюмени», точнее, предисловие, посвящённое истории города и подвластного ему региона. Что считают нужным донести до нас авторы? Основание Тюмени во времена Фёдора Иоанновича, кожевенное производство, первые пароходы, первая железная дорога, рост населения в XIX веке…
Дальше – сугубо революционная хроника: кто шёл по этапу, когда открылся первый марксистский кружок, первая забастовка, первая большевицкая газета. Потом сразу же – установление Советской власти, переход Тюмени из рук в руки, окончательное возвращение красных летом 1919-го.
Расстановка приоритетов понятна: вся трёхвековая история города – это пролог, подготовка к главному событию, которым оказывается, естественно, Октябрьская революция. Остальное, особенно в том, что касается дофевральской эпохи, которая отнюдь не исчерпывается пунктирной подпольной борьбой, но богата собственным, вполне самостоятельным содержанием, выносится за скобки.
Теперь обратимся к основному городскому порталу Тюмени. Этот источник важен потому, что он представляет официальную точку зрения администрации на всё происходящее, в том числе и на историю собственной муниципии.
Каким видится прошлое Тюмени – после изучения содержания двух разделов? Город успешный, экономически и культурно развитый, идущий в ногу со временем, не обделённый вниманием высочайших особ – и совершенно не революционный.
Про столь важнейшие для советской идеологии происшествия – ни единого слова: ни марксистских кружков, ни маёвок, ни классовой борьбы. Даже Гражданская война, оставшаяся в Тюмени памятниками и улицами павшим героям, не упоминается совсем – словно её и не было. Единственное свидетельство о смене эпох – возникновение, из абсолютной пустоты, губернской комсомольской организации и спортивного общества «Динамо».
Понятно, что на основании столь шаткого источника (отвечавший за контент сайта клерк мог быть просто ленив и не хотел затягивать нудную работу, с радостью выкинув то, что, на его взгляд, не интересно сегодняшнему читателю) рискованно строить глубокие заключения, однако та лёгкость, с которой из истории выпиливаются целые пласты, и та естественность, с которой существуют возникшие лакуны, намекают, что, возможно, глубинная десоветизация идёт быстрее, чем кажется.
По крайней мере, на периферии, где нет провоцирующих на перманентное противостояние символов – вроде Мавзолея.