Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Category:
«Духless-2».
Чтобы разговор об этом фильме, являющемся продолжением экранизации нашумевшего в своё время романа Сергея Минаева «о ненастоящем человеке», состоялся, следует решить один принципиальный вопрос теории литературного творчества: «Может ли виноторговец быть беллетристом?»
Если этого не сделать, то есть риск запутаться в спорах по поводу личности Сергея Минаева и тех способах, которыми он зарабатывает на жизнь. Потому, без долгих рассуждений, примем, что виноторговец имеет право баловаться литературой и даже, о чудо, придумывать долгоиграющие франшизы, которые способны существовать не только в единственном экземпляре вордовского файла из заветной папки «Роман».
Покончив с этим необходимым методологическим введением, перейдём собственно к фильму, точнее, ко второй части само собой выстраивающегося сериала, которая оказывается, вопреки грустной сиквельной статистики, гораздо лучше, чем первая.
В чём тут причина? Отчасти это можно списать на похоронные ожидания, которые сопровождают любой тянущийся проект, тем более если он отечественный (исключения – редки и уникальны). Однако главное – это, разумеется, слаженная работа сценарной бригады, которая сумела полностью переработать доставшийся ей в наследство сюжетно-персонажный материал.
Почему первый «Духless», при всех его достоинствах, включая вылизанность картинки и приятность интерьеров, не слишком цеплял? Как заметила одна моя знакомая, объясняя, отчего она игнорирует премьеру с «самим» Данилой Козловским в главной роли: «Я недавно перебралась в Москву. Мне надо устроить дочь в школу. Потом найти квартиру и работу. И смотреть о том, как полностью упакованный мужик страдает хернёй, потому что он всего достиг? Извини, мне его трудно понять».
И действительно Максима Андреева из первой серии понять было весьма мудрёно: человек мается дурью по собственной инициативе и может остановиться ровно в тот момент, когда ему наскучит играться в духовно богатого лишнего человека.
Во второй же части всё иначе. Перебравшийся на Бали Максим Андреев излечился от прежней литературоцентричной блажи и просто наслаждается жизнью. Йогрирование, серфирование, ненавязчивое совокупление – что ещё надо, чтобы пережить кризис пресыщенного тридцатилетия.
Но в нашем глобальном мире укрыться на далёком острове не получается, и мысленно оторвавшийся от Москвы и России Андреев влетает в чужой переплёт – с широко закрытыми глазами.
И теперь, оказавшись как зёрнышко промеж двух жерновов, оставшись в буквальном смысле без гроша, Андреев начинает всё с нуля – в робкой надежде, что когда-нибудь выдернувшие его с райского Бали злые и высокопоставленные дядьки отпустят ставшего им ненужным внедрённого агента-крота.
Такая ситуация – либо пан, либо пропал – сама по себе вызывает и интерес, и сочувствие, потому что зрителю гораздо проще представить себя жертвой чужих интриг, чем очень преуспевающим и очень опустошённым яппи.
А дальше сценаристам лишь остаётся гнать многовекторную интригу, вовлекая в неё всю российскую вертикаль власти – от Президента с отчеством «Иваныч» до ментовского майора, попутно показывая, что никакой фундаментальной разницы между либеральной и силовой башнями там нет.
Более того, простоватые бульдоги с крупными звёздами на погонах выглядят в чём-то даже симпатичнее, потому что, во-первых, честны в своих инстинктах, во-вторых, не пытаются скрывать свою алчущую казённых миллиардов сущность в трескотне про инновации и прорывные технологии.
Мир современной России в «Духless-2» оказывается равно отвратителен, и если и есть в нём некие светлые пятна, то это, как ни странно, Максим Андреев, у которого неожиданно, помимо понятного желания выжить, оставив коварных ментов с носом, обнаруживается совесть и сострадание к ближнему.
В остальном же – «Здесь некого спасать, Господь, жги!» Впрочем, с Андреевым тоже не всё так просто. В постфинальной части картины, когда перед нами очевидная наживка для третьего «Духless», главный герой демонстрирует, что недели пребывания на родной земле не прошли для него даром и желание поиграть в большие игры, по сравнению с которыми вся его корпоративная карьера – это мелочь, сильнее, чем ностальгия по Бали.
Вообще же этот прощальный финт, вкупе с прочими прозрачными аллюзиями, составляет дополнительную прелесть картины. Те, кто станет смотреть «Духless-2» спустя считанные годы, вряд ли поймёт, например, весь комизм постельной сцены, когда подполковник полиции (внешне – вылитая Евгения Васильева) читает пронзительные любовные стихи собственного сочинения.
Понятно, что всё удаться не может, и потому две лирические линии (с прежней подругой Андреева и нынешней любовницей его босса) выглядят не слишком органично: для их аутентичного раскрытия не хватает метража, отчего возникает ощущение откровенной функциональности – персонажи вводятся, чтобы выстрелить впоследствии.
Впрочем, поскольку без телесной близости серьёзного свойства (а не только пародийного – как у подполковника полиции) ни один прокатный фильм обойтись не способен, то взрыв страсти в женском туалете или эпизод с неудавшимся соблазнением идут в общий зачёт со знаком плюс.
Словом, если говорить о картине в контексте отечественного кинематографического процесса, то Роман Прыгунов со товарищи не ударили в грязь лицом, выпустив крепкий фильм на актуальную политическую тематику, который не производит впечатление бессовестного обкрадывания Голливуда.
Если так пойдёт дальше, российскому кино покорится ещё один заокеанский жанр.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Когда, знакомясь с историей создания сценария Козинцева и Трауберга «Карл Маркс», наткнулся на одно из замечаний главного заказчика секретаря ЦК…

  • (no subject)

    Пересматривая сейчас, в связи с известными событиями на фронте расовой цензуры, «Унесённых ветров», не можешь не поражаться, сколь трудную, почти…

  • (no subject)

    Фильм «Куба» режиссёра Ричарда Лестера считается, и совершенно справедливо, провальным, однако знакомство с ним может быть полезным, ибо оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments