Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Categories:
«Да и да».
Фильм Валерии Гай Германики (в финальных титрах стоит просто «Германика», что означает, что образ режиссёра сложился окончательно и в дополнительных пояснениях не нуждается – все и так понимают) предназначен для чрезвычайно узкой аудитории.
С одной стороны, он пролетает мимо мужчин вообще и особенно тех, кого, хотя бы отчасти, интересует сюжет повествования, потому что почти два часа с одной-единственной фабульной линией, с минимумом локаций и фактически двумя героями (прочие – это просто фон; многолюдье персонажей в списке действующих лиц кажется издёвкой – откуда все эти имена) выдержать непросто.
С другой стороны, «Да и да» вряд ли приглянётся широким женским слоям, поскольку положенная в его основу печальная любовная история, при всей её несомненной эмпатичности (кому в жизни не разбивали сердца эгоистичные нарциссы, не оценившие и не понявшие), вызывает натуральное физиологическое отторжение.
Любовь, пусть и несчастную, следует подавать красиво – в приятных интерьерах либо на лоне природы в разных экзотических местах: картинка должна радовать, а не вызывать, в такт исправно блюющим персонажам, ответные рвотные позывы.
И действительно, кого способна завлечь снятая дрыгающейся камерой, в агрессивном красно-синем подсвете мелодрама, чьё действие проходит на съёмной хате с минимумом мебели, вечной ночью в окне, постелью на полу, линяющей собакой, горами окурков и пустых бутылок?
Добавьте к этому не меняющих в течение недель одежду главных героев, их склонность к беспорядочной случке, полное игнорирование предохранительных средств и оригинальную практику лечить почечные колики употреблением собственной мочи…
Словом, чтобы найти в девушке Саше родственную душу, необходимо произвести над собой серьёзное насилие: богемный быт, без традиционной киношной драпировки, где разом замешаны грязь, бедность, алкоголизм и отсутствие всяческих документов, лучше предоставить его обитателям.
Однако и тех немногих маргиналок, которых не испугают пахучие и колючие детали и которые отважатся пройти с девушкой Сашей её скорбную дорогу, тоже не ждёт ничего хорошего. Саша, которая, поссорившись с родителями, уходит из дому, чтобы сойтись с начинающим живописцем Колей (творческий псевдоним «Антонин»), срочно влюбляется в активно спивающегося юношу.
Саша слушает его разглагольствования о коллегах, бегает за водкой, моет ему полы. Но Антонин, который трезвеет редко и вообще, в силу избранной профессии, очень легко относится к появляющимся в его жизни и квартире женщинам, воспринимает Сашу как говорящую собачку.
Тогда Саша берёт инициативу в свои руки и затаскивает Антонина на себя. Антонин не сопротивляется (ему – по вечной синьке – без разницы, в кого заправлять). Саша, дорвавшаяся до мужчины, который теперь полностью от неё зависит и не выгоняет назад к родителям, счастлива. Тем более что Антонин спросонья пробормотал слово «Люблю».
Но с богемщиками, которые суть вечные дети, не знающие ни верности, ни ответственности, не понимающие, что совместное проживание обязывает, надо быть всегда настороже: на ближайшей тусовке перебравший Антонин изменяет Саше – у неё на глазах.
Саша, для которой нравы художнического коммьюнити уже не секрет (с Антонином они подружились, когда того выбросили из окна и она помогала пораненному парню добраться до дома), обижаться не должна: дело, в общем, житейское, все спят со всеми.
Но Саша отчего-то принимает этот эпизод близко к сердцу (скорее, это сценарист просто ищет повод прихлопнуть надоевшую ему историю хоть каким-то значимым событием) и уходит от Антонина – совсем как в песне: «рано утром, где-то чуть позже семи». Антонин, разумеется, не просыпается.
Эпилог. Саша, для которой встреча с Антонином не прошла даром, на перепутье. С одной стороны, благодаря Антонину, раскрывшему ей уникальную креаторскую технологию (ноль-пять беленькой, и все краски тебе подвластны), она ощущает себя художником. С другой стороны, она тоскует по оставленному ей возлюбленному.
В принципе, если бы Гай Германика в финальной сцене показала Сашу, рисующей свою первую самостоятельную картину из непреодолимого желания выдохнуть-выразить-высказаться, «Да и да», пусть и кривым путём, но встали бы в ряд с другими лентами, повествующими о пробуждении в человеке творческого начала: что-то вроде «Кинолюбителя» Кесьлёвского, но на российском и оттого весьма варварском материале.
Саша потеряла любовь, но нашла себя – очень недурная концовка с большим пропедевтическим смыслом: «Вы полагаете, что поиск себя – это необременительное и лёгкое занятие вроде посещения вечерних курсов? Поиск себя – это продирание, через кровь, слёзы, потери, отчаяние, пустоту, к себе настоящему, это сдирание шелухи, наросшего жира. Это дико больно, и не все отваживаются, но если ты прошёл весь путь до конца, то твоё преображённое, новое «я» стоит всех затрат».
Но Германика не решается покинуть мелодраматическую почву, отчего «Да и да» завершаются нелепой невнятицей, о деталях которой лучше умолчать – из сочувствия к режиссёру и привлечённым им специалистам по визуальным эффектам.
Потому, вместо картины о нелёгком пути художника, лента Гай Германики превращается в очень полезное, но несколько нудноватое нравоучение молоденьким девочкам с наклонностью к поведенческой девиации.
Во-первых, не стоит ссориться с родными: как бы ни было плохо дома, в чужом и жестоком мире будет ещё хуже. Во-вторых, никогда не связывайтесь с художниками: это – страшные люди, которые точно не оценят вашей жертвенности.
Впрочем, молоденькие девочки не послушаются взрослой Германики с её шрамированной душой, и у Антонинов всегда будет под боком какая-нибудь Саша, преданно подносящая краски, водку и себя.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    По счастью, Олег ещё плохо ориентируется во времени и потому вопросов вроде «Папа, а почему ты не появлялся два месяца?» пока не задаёт,…

  • (no subject)

    Дефиниция ластов от Олега: «Это башмачки с таким широким».

  • (no subject)

    Олег заинтересовался возрастными изменениями, в связи с чем он регулярно спрашивает: «Папа, а ты не будешь стареть?» Приходится, чтобы не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments