Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Крым. Путь на Родину».
В качестве предисловия. Эти замечания носят не политический (Крым – наш, безо всяких околичностей), но исключительно искусствоведческий характер.
Итак, чем фильм Андрея Кондрашова, масштабный, эпичный, своевременный, может быть полезен – с точки зрения понимания природы нарратива? Тем, что он очень точно иллюстрирует всю разницу между историческим и драматургическим.
Фундамент исторического – это хронология, первая неделя великого события, вторая неделя, третья и т.д. Фундамент драматургического – это ломаная линия эмоций, где нет точной привязке к датам, но есть собственная уникальная длительность.
Иначе говоря, если бы «Крым. Путь на Родину» строился не как обстоятельный и дотошный отчёт, пусть и с реконструкционными вставками, призванными восполнить дефицит визуального ряда, но как сугубо художественное повествование, то его архитектура была совершенно иной.
Во-первых, он оказался бы значительно короче: два с половиной часа потребны лишь для подробного перечисления всех значимых обстоятельств.
Во-вторых, он строился бы по такой примерно схеме:
Мрачные предзнаменования: в Киеве Майдан.
Первые ужасы: гибель бойцов крымского «Беркута».
Мощная встряска: свержение Януковича.
Волны накрывают: первые сигналы нелояльному Крыму.
Тучи сгущаются: Киев готовится навести свой порядок.
Тучи сгущаются ещё сильнее и ещё быстрее: в Крым собирается карательная экспедиция.
Вот-вот разразится гроза: националисты подъезжают к Крыму.
Гроза неминуема: у ополчения мало людей и почти нет оружия.
Сейчас польётся кровь: защитники Крыма на последнем рубеже.
Враг уже у ворот: по цепи ополчения пробегает дрожь обречённости.
Враг внезапно разворачивается и отходит: из-за спин ополченцев показались «вежливые люди».
Появление Российской армии в Крыму – это кульминация сюжета. Дальнейшее, в плане не юридическом, но эмпатическом, оказывается вторично: референдум, при всей его практической значимости, не способен эмоционально превзойти этот эпизод со спасением Верховного Совета и народа Крыма (до конца не верилось, что Россия вмешается, но она вмешалась).
Потому последние примерно полтора часа фильма выглядят менее волнующими, представляя собой де-факто развёрнутое послесловие, подробный эпилог, разъясняющий то, что уже было пережито в тот момент, когда наши солдаты, одним своим присутствием, переломили ситуацию.
Соответственно, перебрасывая мостик к более широким обобщениям, фильм Кондрашова объясняет, отчего, при переносе исторических событий на экран в игровом кино, возникают постоянные упрёки в искажениях и неточности.
Драматургическое легко отбрасывает всё, что ему кажется вторичным, ставя перед собой задачу вызвать правильное переживание. Как только переживание вызвано (в нашем случае – «вежливые люди» появились в Крыму, и это становится символом победы), повествование прекращается – ввиду исчерпанности темы.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Максима «Бойтесь своих желаний: они могут сбыться» ещё раз подтвердилась, теперь уже кровавым и трагическим образом в истории Анастасии Ещенко,…

  • (no subject)

    Фильм «Горькая луна», который можно было бы истолковать как проповедь гуманизма, в действительности хорош иным, ибо на его примере барышни, из числа…

  • (no subject)

    Патриархальные ценности сейчас, сообразуясь с духом времени, принято третировать, но, если присмотреться, настолько уж они ужасны, как о том любят…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments