Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

Послесловие к фильму «Одинокий игрок».
Эта лента, датированная 1995 годом, отражает одну любопытную тенденцию, характерную для советских времён и сейчас вроде бы исчезнувшую. Речь идёт о такой странной, на сегодняшней взгляд, черте выросших в Союзе режиссёров, как боязнь быть причисленными к тем, кто снимает жанровое, а, следовательно, коммерческое, а, следовательно, востребованное зрителем, а, следовательно, нехудожественное кино.
Эта фобия родилась, по-видимому, в 20-е годы, когда творцы новой советской кинематографии, вошедшие впоследствии в учебники справочники, категорически проваливались в деле соискания симпатий аудитории, а потому всячески гнобили своих более востребованных невзыскательной зрительской массой коллег (в этом отношении характерна судьба Николая Экка, которого, после ошеломляющего успеха «Путёвки в жизнь», профессиональная среда буквально отвергла).
Соответственно, всякий режиссёр, которому было важно признание коллег и который не мог, как Леонид Гайдай, смириться с вынужденным одиночеством внутри и цеха и последовательным отторжением, должен был делать реверансы в сторону высокохудожественности.
Не обошла эта духовная зараза и Владимира Басова-младшего, который, взявшись снимать криминальную драму по очень крепкому сценарию Володарского, не нуждавшемуся ни в каких дополнительных виньетках, поскольку положенная в его основу история содержала в себе и идею, и фабулу, не сумел до конца выдержать стилевое единообразие и сорвался-таки в украшательство.
Этот срыв, выразившийся во включении в лаконичное, визуально скудное, с закосом под документальность повествование эпизода со сновидением главного героя, тем более печален, что измена духу качественного жанрового кино, не признающего подобные подпорки, имела откровенно отрицательный результат.
Если до сцен со сном явная малобюджетность «Одинокого игрока», хоть и бросалась в глаза, но воспринималась как намеренный выбор в пользу максимальной правдоподобности (действие картины происходит в реальной Москве, в которой живут реальные люди), то появление на экране убогих попыток имитировать видения главного героя разрушает этот первоначальный консенсус, превращая в недостаток то, что только что считалось достоинством.
Это тем более обидно, что сам по себе эпизод не несёт никакой сюжетной нагрузки, исполняя лишь одну функцию – заблаговременного настраивания зрителя на минорный финал; однако, если смотреть картину внимательно, то подобных шпаргалок не требуется, поскольку весь строй истории свидетельствует, что никакого благополучного разрешения у этих коллизий быть не может.
Потому, самое разумное, выбросить его – прямо на монтажном столе. Но, в таком случае, «Одинокий игрок» окажется всего лишь достойным жанровым фильмом, не отразившим, однако, индивидуальность его создателя…
Но как можно быть приличным режиссёром – и без индивидуальности? И, не в силах выдержать это искушение, Владимир Басов-младший сохраняет в окончательной сборке этот скверный и совершенно ненужный эпизод, чем резко портит впечатление от этой незаурядной картины. Увы…
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    Последние по времени инициативы американской администрации, когда буквально подряд новый хозяин Белого дома и к сердцу прижмёт, предлагая…

  • (no subject)

    «Сакко и Ванцетти». Итальянский фильм 1971 года, снятый кинематографистами левых убеждений и призванный почтить память погибших от произвола…

  • (no subject)

    «Пилот реактивного самолёта». Вышедший в 1957 году фильм, который спродюсировал Говард Хьюз, любопытен как пример того, что кинокартина – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments