Денис Чукчеев (chukcheev) wrote,
Денис Чукчеев
chukcheev

«Под электрическими облаками».
Когда вышел предыдущий полнометражный фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат», казалось, что хуже быть не может: претенциозное, пустое, бессмысленное кино человека, сознающего свою обделённость талантом, но вынужденного продолжать снимать, безжалостно воруя у великого отца…
Однако на фоне «Электрических облаков» «Бумажный солдат» выглядит если не шедевром, но очень крепкой, человечной, увлекательной и волнующей историей. Это кажется невероятным, но Алексей Алексеевич сумел превзойти самого себя, что, в общем, есть безусловное достижение: не всякий может постучаться снизу, когда мнится, что дно уже достигнуто.
В «Электрических облаках», где Герман-младший очень предусмотрительно не стал брать драматурга со стороны и сочинил сценарий сам, ощущение провала возникает уже с первой реплики, когда закадровый голос, сообщающий, что действие картины разворачивается в 2017 году, объясняет нам, что главные герои фильма – это лишние люди, к которым относиться нужно соответствующим образом.
Ещё раз. Это не я, зритель, по ходу просмотра, догадываюсь, что с героями что-то не так, что кого-то они мне напоминают, то ли из школьной программы, то ли из собственной судьбы, и уже потом соображаю, как их следует понимать-воспринимать, это мне автор в лоб даёт открытым текстом: у нас тут спецконтингент, небанальное кино, понял…
Разумеется, после того, как все карты раскрыты, смотреть становится ещё завлекательнее, тем более что дальше сценарист и режиссёр принимается по-настоящему жечь. И в фильмах Киры Муратовой, у которой теперь, дочиста выпотрошив папины архивы, Герман-младший принимается творчески заимствовать, не встретишь такой тягомотины.
Муратова хотя бы по-честному дуркует, ничуть не заботясь реакцией аудитории, которая может состоять из одного только киномеханика, Герман же очень чётко настроен на Европу, на фестивали, на «Белого слона» и прочие полагающиеся актуальному кинохудожнику печенюшки.
Итак, «Электрические облака» разделены на семь глав. Поскольку в трезвом уме смотреть картину никто не станет, краткий пересказ не будет являться спойлером, ибо – при отсутствии сюжета как такового – никакие тайны повествования раскрыть по определению невозможно.
Глава первая. «Чужая речь». Не говорящий по-русски среднеазиат пристаёт к прохожим с просьбой, где тут можно починить сломанный кассетный магнитофон. Параллельно он убивает в драке мужчину: хруст разбиваемой о лёд головы подан с наслаждением эстета.
Глава вторая. «Наследники». Брат и сестра возвращаются в Россию, чтобы вступить во владение имуществом покойного отца, по-видимому, крупного девелопера. Брат и сестру должны сожрать компаньон отца, а также местные правоохранители, но сестра находит в доме завалявшийся «Калаш», заправляет магазин патронами. Дальше – обрыв действия и проклятая неизвестность.
Глава третья. «Долгие сны юриста по земляным вопросам». Из названия понятно содержание: сотрудник скончавшегося девелопера видит себя поздней осенью – ранней зимой 1991 года. СССР доживает последние дни. Родителей будущего юриста волнует третий вечный русский вопрос – «Ехать или не ехать?» Самого будущего юриста – вышла ли вторая часть Толкиена.
Глава четвёртая. «Место под застройку. 2011 год». Одарённейший искусствовед вынужден работать экскурсоводом, натянув на себя бледно-голубой гусарский доломан и сапоги. Музей, где служит искусствовед, собираются сносить. Герой намерен до конца отстаивать право культурного учреждения на существование.
Глава пятая. «Заложница». Компании героиновых наркоманов бандиты кинули предъяву, схватив сестру одного из них (судя по возрасту, заложница своему названному брату в дочери годится, но у режиссёра есть право на эксперимент с кастингом).
Пока компания предаётся тоске в притоне, некто Валя (не совсем ясно, то ли парень, то ли девка; бессловесная роль Чулпан Хаматовой) отважно вываливает на стрелку, где тут же получает пулю. И снова – проклятая неизвестность.
Глава шестая. «Архитектор». Сотрудничавший с покойным девелопером мужчина переживает нехилый экзистенциальный кризис: он больше не хочет быть преуспевающим архитектором, он хочет, чтобы был достроен его дом, возведение которого притормозили, отчего мужчина угрожал себя сжечь. До сих пор на его лице видны следы от ожогов, которые, правда, от сцены к сцене, всё менее и менее заметны.
В то время как мужчина страдает – в одиночку среди холодных зимних пространств и на пару с коллегой, – он успевает познакомиться с толкиенистами, наприглашать кучу народа на собственный день рождения, пообщаться с мёртвым и подарить подвернувшему подростку свою шляпу. Самая длинная новелла, минутами напоминающая «Рассказы» Михаила Сегала.
Глава седьмая. «Хозяйка». Сестра из второй новеллы, по-видимому, сумела справиться с АКМ, отчего у неё сейчас всё хорошо. Во владение имуществом вступила, компаньону отца и следакам укорот дала, строительство продолжается. И даже её инфантильный брат, живший смешными мечтами, нашёл себе девушку.
Оптимистический финал: заложница из пятой новеллы, 12-летняя Света, сбежавшая, по её словам, от жестоких бандитов, случайно знакомится с наследницей-миллионершей, которая теперь знает, на кого вылить нерастраченную нежность.
И вот две подружки – нет, не читают на память Чехова, как в «Бумажном солдате», а катают сделанную из металлических прутьев скульптуру коня. Конь буксует в береговом песке, но девушки стараются. В душе сама собой просыпается надежда…
Семь глав, сто тридцать минут чистого экранного времени. При этом пять глав, как мало относящиеся к условно понимаемой основной истории, выбрасываются безо всякого сожаления. Остаются части вторая и седьмая, чья примерная продолжительность – полчаса. Негусто.
Впрочем, в «Электрических облаках» всё же есть один по-настоящему любопытный сюжет, к самому кинополотну, к сожалению, отношения не имеющий. В числе лиц, которым авторы фильма выносят благодарность, упоминается и Алексей Кудрин, чья финансовая поддержка отмечена отдельным титром (остальные донатеры, среди которых Леонид Гозман и Анатолий Чубайс, идут общим списком).
Так вот, если Алексей Леонидович добивается премьерского кресла таким же манером, как он спонсирует фильмы, способствуя выпуску на экран откровенного шлака, то нет ничего удивительного в том, что вот уже три года он никак не может отобрать Белый дом у «человека с айфоном».
У Медведева, конечно, случались и бадминтон, и вечное летнее время, но «Электрических облаков» точно не было.
Tags: Кино
Subscribe

  • (no subject)

    «Пришла и говорю». Этот музыкальный фильм с участием Аллы Пугачёвой отнесли к числу худших картин 1985 года, несмотря на неплохие прокатные…

  • (no subject)

    «Опасный элемент». Биографическая картина о Марии Склодовской-Кюри, от которой не ждёшь ничего особенного, ибо подобный жанр давно и хорошо…

  • (no subject)

    Фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятый в 1975 на студии «Таллинфильм» Григорием Кромановым – один из тех нечастых примеров, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment